Почему проблемы с потолком долга в США далеки от завершения
Только что заключённые предварительные договорённости о повышении потолка долга в США никак не устраняют саму проблему

Противостояние двух партий по вопросу об ограничении уровня федерального долга превратилось в предсказуемый элемент американской политической жизни. Некоторые эксперты считают, что проблема в плохо продуманных правилах, однако подобные аргументы бьют мимо цели.
Реальная причина этой проблемы в другом: у политиков сегодня мало стимулов идти на компромисс. В нынешней среде, в которой постоянно перекраиваются избирательные округами и существуют идеологически изолированные традиционные и социальные медиа (их влияние усиливают боты, алгоритмы и экономические стимулы), нестабильность будет лишь усугубляться в обозримом будущем. Это может означать, что будет чаще приостанавливаться работа государственных органов из-за отсутствия финансирования, или же будет снижаться независимость центрального банка. И кто знает, какие ещё возникнут последствия, если бывший президент США Дональд Трамп вернётся в Белый дом после выборов 2024 года.

Дайте Америке долговой тормоз!
С 1960 года США повышали потолок долга 78 раз, а недавно сделали это в 79-й →
Идея, что достижение потолка долга вынудит Америку немедленно объявить дефолт по облигациям, является ложью. Правительство получает более чем достаточно налоговых долларов для выплаты процентов по долгам, и потолок долга никак не мешает рефинансировать долговые обязательства с наступающим сроком погашения.
Да, правительству будет трудно финансировать расходы, превышающие его доходы, потому что это невозможно без эмиссии нового долга. И министерством финансов столкнётся с трудным выбором. Поскольку никто не захочет трогать систему социального страхования или программу Medicare, придётся отложить или сократить выплаты по другим статьям бюджета, что может привести к частичной приостановке работы государственных организаций (хотя уже и не в первый раз).
Ничто не может заставить министерство финансов США перестать выполнять существующие долговые обязательства Америки и столкнуть мировую финансовую систему в хаос. Это может произойти только в том случае, если тупиковое противостояние затянется так надолго (несколько месяцев?), что политическое давление просто приведёт к взрыву.
Именно это обычно происходит в развивающихся странах, столкнувшихся с долговыми проблемами: дефолт там объявляется обычно задолго до того, как возникает реальная напряжённость с платёжеспособностью. Впрочем, в отличие от развивающихся стран, где долги часто номинированы в иностранной валюте, а возможности сбора налогов у государства сильно ограничены, Америка может эмитировать новые долговые обязательство по мановению волшебной палочкой, хотя излишне быстрое расходование излишне крупных сумм способно подстегнуть инфляцию.

В США достигли договоренности по потолку госдолга
Она подразумевает «историческое сокращение расходов» и последующие реформы,... →
Некоторые из обсуждавшихся идей возможного обхода установленного потолка долга выглядят очень рискованным переделом полномочий, который может вернуться бумерангом. Например, попытки воспользоваться четырнадцатой поправкой к Конституции могут быть не одобрены Верховным судом. И даже быстрее, чем будет принято такое решение, республиканцы в Конгрессе, вероятно, откажутся одобрять законы о базовых расходах, которые необходимы для продолжения работы правительства. Чеканка монеты достоинством в триллион долларов и её размещение на депозите в Федеральном резерве ради того, чтобы полностью обойти Конгресс, поставит центральный банк страны в беззащитное положение.
Смыслом всех этих споров никогда не был долг; речь идёт о власти. Если республиканцы придут к власти в 2024 году и получат контроль на Палатой представителей, Сенатом и Белым домом, то они, почти несомненно, захотят принять законы о значительном сокращении налогов, что резко повысит траекторию долга. Если же демократы вернут контроль в Палате представителей и сохранят за собой президентское кресло и Сенат, тогда, почти несомненно, они захотят воспользоваться долговым финансированием для расширения роли государства.
Консерваторы считают, что появление дефицита бюджета из-за снижения налогов не имеет особого значения, потому что снижение налогов стимулирует трудовую деятельность и предпринимательство, тем самым повышая темпы рост экономики достаточным образом для выплаты долгов позднее. А экономисты левых взглядов утверждают, что даже без такого стимулирующего эффекта темпы роста экономики в большинстве случаев превышают рост процентных выплат, поэтому размеры долгового бремени никогда не превращаются в источник серьёзных тревог.
Обе стороны руководствуются идеей, что долг всегда бесплатен до тех пор, пока он используется «правильным» образом, и это потрясающая наивность. Реальные (с учётом инфляции) процентные ставки резко снизились после финансового кризиса 2008-2009 годов, оставались низкими в течение следующего десятилетия и резко снизились снова во время пандемии. Однако сегодня долгосрочные индикаторы реальных процентных ставок (например, десятилетние гособлигации с индексацией инфляции) в развитых странах намного выше, чем в годы пандемии. Кроме того, в мире повысилась нестабильность, и очень высока вероятность, что многим странам Запада придётся увеличивать расходы на оборону, что создаст ещё больше напряжения в их бюджетах.
Если слушать откровенно демократических комментаторов, получается, что вина за недавнюю тупиковую ситуацию с долгом лежит на республиканцах 100%. И это правда. Но правда и то, что президент Джо Байден вёл кампанию как политик-центрист, а затем воспользовался двумя годами, когда он обладал крайне незначительным большинством в Конгрессе, для проведения эпохальных политических изменений, которые, судя по всему, будут влиять на страну в течение многих лет. Республиканцы хотят пересмотреть некоторые из этих изменений.
Демократы возражают, что республиканцы пытаются помешать правительству занимать деньги на оплату расходов, которые Конгресс уже одобрил. Это нонсенс: правительство всегда может всегда пересмотреть свои долгосрочные планы расходов. Однако эффективное правительство должно уметь находить способы достижения долгосрочных соглашений о расходах, которые не будут становиться объектом постоянных пересмотров.
В новом, заключённом в последнюю минуту соглашении о повышении потолка долга в США ничего этого нет. Наоборот, в стране, находящейся на пути к повторению матча Байден-Трамп в следующем году (в этом матче Трамп даже может выиграть), любое временное перемирие, скорее всего, окажется недолговечным.