Почему привыкание к антибиотикам потенциально опаснее ВИЧ и малярии

8941

Изменение климата – это не единственный вялотекущий кризис, достигший критической точки из-за корпоративной жадности, плохого поведения отдельных лиц, тупика в международных переговорах и длительного отсутствия какого-либо понимания срочности со стороны общественности и политиков

ФОТО: © unsplash.com

Эти же факторы также способствовали резкому росту устойчивости к противомикробным препаратам (УПП).

Масштабы угрозы для здоровья человека, которые представляет УПП, трудно переоценить. Уже сейчас потеря активности или эффективности антибиотиков ежегодно приводит к почти 1,2 миллиона смертей. Это больше, чем ВИЧ или малярия.

Некоторые ученые отмечают сходство трудностей, связанных с решением проблемы изменения климата и УПП. Но до сих пор практически не обсуждался вопрос об ущербе, причиняемом конвергенцией этих кризисов.

Во всем мире люди, живущие в городских трущобах, сталкиваются с совокупными проблемами, обусловленными климатическими факторами и лекарствами, которые больше не действуют. Даже там, где правительства не контролируют лекарственно-устойчивые инфекции, местные врачи в общинах обращают внимание на эту проблему. Резистентные штаммы бактерий развиваются в этих районах из-за широкой доступности некачественных лекарств, чрезмерного использования антибиотиков, слияния сточных вод и питьевой воды.

Согласно некоторым сообщениям, изменение климата ведет к изменениям в динамике заболеваний и лекарственной резистентности. Хотя для установления этой связи необходимы дополнительные исследования, уже сейчас ясно, что изменение климата вынуждает людей переезжать в места с высокой плотностью населения, повышенным уровнем бедности и плохими санитарными условиями.

Эти условия идеально подходят для появления лекарственно-устойчивых заболеваний. Фактически некоторые из наиболее серьезных вспышек в недавнем прошлом произошли в загрязненных городских районах в Южной Азии с низким уровнем доходов.

Неслучайно бедные сообщества страдают от наиболее разрушительных последствий изменения климата или от того, что лекарственно-устойчивые инфекции, по всей вероятности, в непропорционально большей степени поражают группы с низким уровнем доходом. Однако изменение климата не является единственной глобальной проблемой, которая способствует росту УПП в неблагополучных сообществах.

Несмотря на наличие определенных доказательств (хотя и ограниченных), свидетельствующих о корреляции между изменением климата и конфликтами, связь между конфликтами и лекарственно-устойчивыми инфекциями хорошо известна. Конфликты переполняют больницы и делают лечение недоступным. Они также отравляют окружающую среду и позволяют размножаться новым штаммам бактерий. Сообщества в зонах конфликтов характеризуются высоким риском заражения и низкой вероятностью получения надлежащих антибиотиков.

Такие микроорганизмы, как грамотрицательные бактерии, появившиеся после второй войны в Персидском заливе, служат напоминанием о том, что конфликт остается мощным и недооцененным фактором распространения инфекций, устойчивых ко многим лекарственным препаратам. И вновь его последствия больше всего ощущают на себе те, кто наиболее уязвим и не может перебраться в более безопасное место.

Если есть основания полагать, что изменение климата и конфликты взаимосвязаны, то можно с уверенностью предположить, что общины, пострадавшие от этих кризисов, также пострадают от несоразмерного бремени УПП.

Как и в случае с изменением климата и конфликтами, те, кто подвергается наибольшему риску устойчивости к антибиотикам, редко участвуют в дискуссиях о том, как с ней бороться. Планы действий, разработанные в мировых столицах, не связаны с реальностью на местах. Например, мелкие фермеры в Пакистане знают, что большинство доступных антибиотиков больше не действуют на их крупный рогатый скот или птицу, но они не знают, что с этим делать. И власти не предпринимают никаких усилий к тому, чтобы привлечь их к разработке жизнеспособного решения. Оставшись без каких-либо возможностей, эти фермеры продолжают увеличивать вводимые дозы или создают свои собственные лекарственные коктейли из доступных лекарств.

Давно назрела необходимость в подлинных глобальных усилиях в борьбе с УПП, полностью финансируемых и поддерживаемых политиками на всех уровнях. Недавние исследования предоставляют необходимые данные для того, чтобы вынести этот вопрос на передний план международной дискуссии. Но после более чем двух лет пандемии COVID-19, похоже, мало кто заинтересован в том, чтобы справиться с еще одним глобальным кризисом в области здравоохранения.

Возможно, одним из способов активизировать борьбу с УПП является не только обсуждение патогенов, но и повышение осведомленности о совокупных последствиях изменения климата, конфликтов и УПП на людей и планету. Совмещение этих кризисов представляет серьезную угрозу для здоровья как одних, так и других.

Мухаммад Хамид Заман, профессор биомедицинской инженерии и международного здравоохранения Бостонского университета, является автором книги Biography of Resistance: The Epic Battle between People and Pathogens (Harper Wave, 2020).

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить