Почему необходимо усилить борьбу за гендерное равенство

14470

«Тем, что измеряется, можно управлять». Это избитый афоризм, приписываемый каждому от гуру менеджмента Питера Друкера до физика Лорда Кельвина

ФОТО: Polina Zimmerman/ pexels.com

Независимо от того, кто сказал это первым, его смысл имеет крайне важное значение: если нет данных, иллюстрирующих проблему или дисбаланс, то это вряд ли будет учитываться, не говоря уже о том, чтобы стать приоритетом для тех, кто в состоянии его решить. А решения, если они будут предприняты, вряд ли будут хорошо целенаправленными или эффективными. Это, безусловно, относится к вопросу гендерного равенства.

Можно было бы предположить, что в сегодняшнем мире информационного переизбытка, директивные органы располагают обширными данными для диагностики проблем, разработки инновационных решений, мониторинга реализации и корректировки политики с целью максимизировать их воздействие. Но даже в эпоху больших данных директивные органы зачастую не обладают точной, последовательной, своевременной и репрезентативной информацией. Как результат, они работают с неполной картиной социально-экономических условий.

Например, согласно данным, с 2005 года в Индии доля работающих женщин снижается. Согласно McKinsey Global Institute, обращение вспять этой тенденции и достижение гендерного равенства к 2025 году могло бы добавить $770 миллиардов к ВВП Индии. Однако эффективные решения должны основываться на всеобъемлющих данных, отражающих сложную взаимосвязь между участием женщин в рабочей силе и различными социальными, политическими и экономическими силами, а также увязывать гендерное равенство с более масштабными результатами развития.

В рамках любых усилий по укреплению гендерного равенства, решающее значение имеют дезагрегированные по признаку пола данные и отчетность по вопросам, которые в первую очередь затрагивают женщин и девочек. Рассмотрим гендерно-ориентированное насилие: по данным Всемирного банка, каждая третья девочка или женщина в возрасте от 15 до 49 лет подверглась физическому и/или сексуальному насилию.

Как было документально подтверждено в Data2x, сбор данных о насилии в отношении мальчиков и девочек в Танзании привел к принятию эффективных правительственных мер, которые привели к долгосрочным, много-секторальным изменениям. Аналогичным образом, согласно отчетам Всемирного банка, Вьетнам использовал данные из демографических и медицинских исследований для усиления защиты женщин и девочек, например, путем принятия законодательства, запрещающего насилие в семье.

Кроме того, эти данные вызвали во Вьетнаме дискуссию о гендерно-ориентированном насилии, что привело к созданию Национальной стратегии по гендерному равенству. Женщины, сталкивающиеся с насилием в своих домах, теперь имеют больший доступ  к услугам в области консультирования, здравоохранения, юридической помощи и убежищам.

Однако формирование комплексных данных является непростой задачей. Любая небольшая статистическая ошибка или намек на погрешность на любом этапе сбора и подготовки данных могут сделать их непрезентативными, так же как и предвзятое отношение респондентов, которыми зачастую являются в основном мужчины.

До кризиса COVID-19, в мире широко применялся наиболее репрезентативный метод сбора данных о домохозяйствах: опросы. Однако пандемия вынудила перейти к опросам по телефону, которые с меньшей вероятностью представляют женщин и другие группы с ограниченным доступом к мобильным телефонам. В качестве основных препятствии для сбора статистических данных с разбивкой по признаку пола, упоминалось слабое руководство, отсутствие политической воли и недостаточное распределение ресурсов.

Одним из путей преодоления этих ограничений является улучшение интеграции данных на национальном, региональном и международном уровнях. Кроме того, необходимо приложить больше усилий для расширения возможностей женщин по представлению и использованию данных. Увеличение числа женщин, занимающих руководящие должности в организациях, действующих на основе открытых данных, может способствовать ускорению прогресса в разработке новых, более инклюзивных подходов к сбору данных.

Такие усилия, безусловно, должны основываться на существующей передовой практике. Например, Норвегия с 2008 года публикует национальные показатели гендерного равенства, включая гендерное распределение в общем доходе, рабочей силе, бизнесе, государственном секторе, образовании и руководстве. Швеция, со своей стороны, требует, чтобы все государственные учреждения представляли в своих ежегодных отчетах статистические данные с разбивкой по признаку пола. Это модели, достойные подражания.

Участие гражданского общества и многосторонних организаций также может иметь большое значение. В рамках своего проекта Укрепление гендерной статистики Всемирный банк, при поддержке Фонда Билла и Мелинды Гейтс, уже оказывает техническую помощь 12 странам, входящим в Международную ассоциацию развития, в целях расширения охвата и повышения качества их гендерной статистики. Воспроизведение и расширение этой инициативы может в значительной степени помочь правительствам в принятии политических решений, основанных на фактических данных, которые улучшают жизнь и средства к существованию их граждан.

Безусловно, сбор и анализ данных – это только начало. Необходимо также улучшить распространение и использование гендерных данных для разработки политики. Определение полезных и последовательных показателей имеет решающее значение, поскольку это позволяет проводить сопоставление по регионам и оценивать прогресс с течением времени.

Наконец, не следует упускать из виду роль данных в укреплении подотчетности и совершенствовании управления. Точно так же, как высококачественные, своевременные и исчерпывающие данные позволяют нам разрабатывать целенаправленную политику и более эффективно распределять ресурсы, они также позволяют нам измерять воздействие этой политики и эффективность работы правительства.

Для улучшения сбора данных потребуются некоторые инвестиции. Однако, позволяя проводить более эффективную, более адаптированную и более рентабельную политику, эти инвестиции в конечном счете уменьшат нагрузку на государственные бюджеты. И по мере того, как страны будут продвигаться к гендерному равенству, социальные, экономические и связанные с развитием выгоды будут продолжать расти.

Атия Анис, научный сотрудник Salzburg Global, бывший старший менеджер Инициативы по улучшению положения женщин и девочек в экономике

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить