Чем плоха идея с затемнением солнца для снижения температуры на планете

11174

Спорную теорию в борьбе с глобальным потеплением поддерживают и в Белом доме

ФОТО: pexels.com / Фотограф: Darwis Alwan

Поскольку климатический хаос угрожает Глобальному Северу и образу жизни самых богатых людей мира, можно было бы ожидать, что элиты потребуют скорейшего прекращения зависимости от ископаемого топлива. На замену на первый план выходит спорная идея: затемнение солнца. Ее защитники утверждают, что с помощью методов, подобных научной фантастике, известных как солнечная геоинженерия, мы можем настроить термостат планеты, уменьшив количество энергии, которое достигает атмосферы. Эта идея приобрела достаточную популярность для того, чтобы ее заметили богатые филантропы, а Белый дом профинансировал исследования. Существует лишь одна проблема: это рецепт для катастрофы.

Одним из технологических предложений, которое в настоящее время широко обсуждается в прессе, является Стратосферная система впрыска аэрозоля (SAI), сторонники которого утверждают, что выброс аэрозолей в верхние слои атмосферы и отражение солнечного света обратно в космос приведут к снижению температуры поверхности Земли. Эта идея набирает обороты в то время, когда некоторые утверждают, что нам следует работать над планом Б, поскольку уже слишком поздно ограничивать глобальное потепление на 1,5° по Цельсию, как это было согласовано в Парижском соглашении по климату 2015 года. Как  недавно объяснил исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль, отказ от этих амбиций стал бы подарком для загрязнителей воздуха оксидом углерода и представление о том, что солнечная геоинженерия когда-либо может стать планом Б является ложным и опасным.

Эксперты неоднократно опровергали идею о том, что мы можем «управлять» земным термостатом. Ведущий мировой авторитет по климату, Межправительственная группа экспертов по изменению климата, предупредила, что солнечная геоинженерия не является надежным решением. Климатические модели показывают, что маскирование глобального потепления уменьшением количества солнечного света может привести к массовым изменениям в атмосферной циркуляции и изменению режима выпадения осадков, таких как муссоны, с особенно выраженными последствиями в странах, которые и без того подвергаются все более сильным и частым ураганам, засухам, пожарам и другим климатическим явлениям.

Для того, чтобы технологии солнечной геоинженерии, такие как SAI, работали, потребуется беспрецедентное международное сотрудничество. Например, правительствам будет необходимо согласовать свои действия с тем, чтобы запустить самолеты для распыления химикатов, подразумевается, что только могущественные страны или военные режимы могут предоставить необходимую инфраструктуру. Добыча и производство химикатов потребуют создания дополнительной крупномасштабной инфраструктуры. И все это необходимо будет поддерживать в течение десятилетий или дольше. Если новое правительство остановит программу впрыскивания аэрозолей после смены режима, это может вызвать «ударную волну», которая приведет к резкому повышению глобальной температуры в соответствии с существующими уровнями парниковых газов в атмосфере.

Несмотря на это, Гарвардский университет собирается протестировать оборудование, связанное с SAI, в контексте спорного исследовательского проекта. Но этот метод фактически неуправляем. Именно поэтому сотни ученых призывают к заключению Соглашения о неиспользовании солнечной геоинженерии, с целью заблокировать государственные средства на технологию, запретить эксперименты на открытом воздухе, патентование и развертывание, а также противодействовать поддержке в рамках международных форумов и политических дискуссий.

Помимо технологических и политических ограничений, известные юристы говорят, что солнечная геоинженерия противоречит международным правам человека и экологическому праву. Если геоинженерия изменит погодные условия, она может нарушить права людей на жизнь, здоровье и жизнеобеспечение. Более того, SAI может нарушить правовую обязанность избегать причинения трансграничного вреда окружающей среде. Технология, призванная воздействовать на климат в глобальном масштабе, также потребует, чтобы каждый, кого это может затронуть, имел право высказаться, а это невозможная идея.

Но если мы знаем, что эти схемы не сработают, полны рисков, не могут быть проверены или быть управляемыми, а также задерживают краткосрочные меры по борьбе с изменением климата, почему мы наблюдаем усиление их активизации и поддержки? Проще говоря, они дают крупным загрязнителям карточку «освобождения из тюрьмы» и позволяют им патентовать и получать прибыль от соответствующих технологий и связанных с ними инфраструктур.

Нефтяные и газовые компании десятилетиями исследуют и патентуют (солнечные и другие) геоинженерные технологии. В действительности, большинство моделей солнечной геоинженерии опираются на широкомасштабное внедрение технологии Удаления углекислого газа (CDR) для решения проблемы продолжающегося производства и сжигания ископаемого топлива. Сторонники CDR предлагают загрязнителям компенсацию за удаление углерода, подрывая долгосрочные решения и усугубляя чрезвычайную климатическую ситуацию. Вызывает тревогу тот факт, что призывы к CDR получили импульс на COP27 в этом году, что рискует проделать огромную дыру в Парижском соглашении.

Хотя сторонники геоинженерии часто говорят, что это в интересах находящегося в неблагоприятном положении Глобального Юга, Глобальный Юг на это не покупается. Фактически, большинство групп в глобальном климатическом движении полностью отвергают солнечную геоинженерию. Общины коренных народов сплотились против проведения экспериментов по использованию солнечной геоинженерии в таких местах, как Аляска и Швеция. В действительности, именно самые богатые и наиболее загрязняющие окружающую среду страны (особенно Соединенные Штаты) исследуют и финансируют эти технологии.

Как только мир осознает реальность того, что не существует быстрого решения для удаления углерода из атмосферы и нет замены быстрому отказу от использования ископаемых видов топлива, солнечная геоинженерия может получить незаслуженное доверие как крайний вариант – полный рисков, но предположительно безальтернативный. Мы не должны допустить того, чтобы этот сценарий стал реальностью.

Это означает, что мы не должны допустить его нормализации посредством политических дебатов, частных инициативправительственных предложений и исследований. Наука очевидна: мы все еще можем предотвратить необратимый ущерб экосистемам и правам человека. Но единственным способом избежать дальнейших климатических бедствий являются реальные действия по борьбе с изменением климата уже сейчас. Мы должны ускорить переход от ископаемого топлива – и оставить научную фантастику на полке.

Лили Фур, заместитель директора программы «Климат и энергетика» Центра международного экологического права.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить