Почему Банк развития ЕС нужен не только Европе, но и всему миру

5794

ЛЮКСЕМБУРГ – В условиях возрождения националистических тенденций по всему миру Европа может и должна встать на передний план в решении особо важных вопросов. Европа может стать глобальным маяком, способствующим многосторонности, лежащей в основе Европейского союза, начиная от содействия торговле и правам человека до смягчения последствий болезней и изменения климата

ФОТО: Depositphotos.com/zentilia

Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в сентябре, Европа должна участвовать в «построении новых решений, потому что мы не приговорены коллективно на танец силы, который в некотором смысле превратит нас в жалких зрителей коллективного бессилия».

Сильная глобальная роль требует прочной согласованности в подходе ЕС к развитию. По данным Всемирного банка, кризис COVID-19 подорвал глобальные цели в области развития и может привести к крайней нищете еще 100 миллионов человек во всем мире. Поэтому сильный европейский голос в процессе развития является моральным императивом.

Такая позиция также отвечает интересам самой Европы. В то время как развивающиеся страны борются с последствиями пандемии для здоровья и экономики, ни одна из уже существующих угроз и вызовов их безопасности не уменьшилась. В настоящее время уже имеются свидетельства роста насилия в нестабильных или затронутых конфликтом регионах, таких как Сахель (регион в Африке южнее Сахары - F) и Ирак.

Между тем разрушительное воздействие изменения климата на развивающиеся страны требует от Европы усиления своей международной роли. Мы знаем, что сами по себе европейские действия не изменят направления глобального потепления. В конце концов, выбросы углекислого газа в Европе составляют менее одной трети от выбросов в Азии. Чтобы справиться с последствиями изменения климата, мы должны выйти за пределы наших границ, извлекать уроки, делиться своим опытом и сотрудничать с экологическими инвесторами по всему миру. Последовательная климатическая стратегия должна быть ключевым компонентом эффективной европейской стратегии развития.

Это требует от Европы глубокого размышления о развитии и выхода за рамки четырех текущих направлений деятельности ЕС в области финансирования развития. Блок является участником глобальных организаций, таких как Всемирный банк, а также организаций с региональной направленностью, таких как Африканский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития. Он также финансирует развитие двусторонне, посредством Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и на национальном уровне через такие институты, как Agence Française de Développement.

Европа и впредь должна быть вовлечена на всех четырех фронтах. Но, в мире все более различающихся национальных интересов, ЕС должен также укрепить свою стратегическую автономию для продвижения своих приоритетов и ценностей на международном уровне. Когда речь идет о таких стратегически важных вопросах, как изменение климата, права человека, трансформация глобальных производственно-сбытовых цепочек или миграция, мы не можем сидеть сложа руки и ждать, пока США, Китай или Россия примут необходимые меры. Более того, для Европы, односторонние действия отдельных стран ЕС были бы недостаточными, неэффективными и даже контрпродуктивными.

ЕС должен изъясняться четким голосом – как это уже делают другие мировые державы. Китай не только основал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, но и значительно увеличил ресурсы и обязательства своего двустороннего института развития, Китайского банка развития, в рамках подписанной председателем Си Цзиньпином инициативы "Один пояс, один путь". Вызывает тревогу тот факт, что в то время как Китай ввел некоторые ограничения на инвестиции в ископаемое топливо у себя дома, его зарубежные инвестиции демонстрируют ярко выраженную тенденцию к финансированию угольных и газовых проектов. Таким образом, в то время как другие мировые поставщики экологически чистых решений отодвигаются на второй план, Китай открывает рынки для своих компаний.

Между тем, США, которые при президенте Дональде Трампе преследовали политику, ориентированную на внутренний рынок, "Америка прежде всего", объединяют различные институты под эгидой Международной финансовой корпорации развития США для усиления своей двусторонней деятельности в области развития. Если ЕС хочет уравнять правила игры – и не допустить, чтобы Парижское соглашение по климату 2015 года и Цели устойчивого развития ООН выпали из глобальной повестки дня – ему необходимо усилить свою деятельность в области финансирования развития.

Многие уже давно пришли к мнению, что создание банка развития ЕС является необходимым и правильным шагом для усиления глобальной роли блока. Сейчас настало время, чтобы государства-члены создали такой институт под крышей ЕИБ, используя таким образом совместно созданный актив.

Банк развития ЕС окажет немедленное, значительное и ресурсоэффективное воздействие. Возложив функции управления на министров национального развития стран блока, обеспечив при этом общий надзор за министерствами финансов, новый институт принесет скоординированный, прозрачный и европейский подход к финансированию развития, которого до сих пор крайне не хватало. Более того, сильная управленческая роль Европейской комиссии и Европейской внешнеполитической службы будет гарантом того, что банковская стратегия и все его отдельные проекты с первого дня будут служить целям политики развития ЕС.

Этот новый институт не заменит вовлечение Европы в глобальные и региональные многосторонние банки и не ослабит прочный и разнообразный спектр национальных институтов развития. Скорее, его роль будет заключаться в том, чтобы предоставить ЕС более сильный голос по вопросам, в которых государства-члены разделяют общие амбиции, которые недостаточно учитываются на глобальном и региональном уровнях, такие как поддержка социальной устойчивости в уязвимых странах и содействие борьбе с изменением климата.

Чтобы в полной мере использовать богатство существующей европейской деятельности в области развития, все национальные банки и агентства развития должны получить возможность для участия в новом банке развития ЕС – разумеется, без утраты своей автономии, национальных мандатов или доступа к инструментам ЕС в области финансирования. Это позволит, наконец, связать деятельность по финансированию развития на уровне ЕС и на национальном уровне, и обеспечить транспарентное разделение задач.

Кроме того, деятельность, совместно финансируемая банком развития ЕС и национальными институтами развития, может стать предметом ускоренной процедуры утверждения мандатов ЕС по разделению рисков (как это уже происходит сегодня с некоторыми мандатами ЕС). Это значительно увеличило бы воздействие – без каких-либо дополнительных ресурсов – за счет сокращения бюрократии (и времени), затрачиваемой на распределение этих средств.

ЕС должен установить новый курс развития и послать мощный сигнал о том, что Европа готова сыграть свою роль на глобальном уровне. Наша история, принципы и амбиции требуют именно этого.

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить