Почем «смарт-сити» для народа

Год от года актуальность темы цифровизации страны возрастает

В следующем году правительство планирует запустить национальную цифровую пятилетку (программу «Цифровой Казахстан – 2020»), а в городах, главным образом в Астане и Алматы, уже несколько лет работают над специальными программами «смарт-сити» («умный город») и реализуют пилотные проекты, о чем неоднократно писал Forbes Kazakhstan.

Главными направлениями цифровизации пока являются решения, проверенные многолетним опытом развитых стран: транспортные карточки и электронные билеты, электронные платежи, электронные очереди в госучреждения и мобильные приложения для прямой связи с горожанами. Однако в ближайшие пять лет буквально в каждой сфере городской жизни планируется значительно повысить удовлетворенность услугами с помощью интернета при сокращении затрат на их оказание.

Хотя общие экономические эффекты цифровизации не оценивались, в перспективе речь идет о цифрах, сопоставимых с объемом годового бюджета города, то есть о десятках и сотнях миллиардов тенге. Но и затраты немалые. Так, оценка общих затрат республиканского бюджета на реализацию программы «Цифровой Казахстан – 2020» превышает 200 млрд тенге в течение пяти лет. Сводный бюджет инициатив Дорожной карты по реализации проекта Smart Astana, согласно текущим оценкам, может составить $300 млн до конца следующего года и еще $400 млн после этой даты. Активное внедрение цифровых технологий в городское хозяйство всегда связано со значительными расходами. Например, в Москве на установку датчиков дорожного движения было потрачено в переводе на нашу валюту более 50 млрд тенге, а их содержание обходится городу еще примерно в 5 млрд ежегодно. Не стану ставить под сомнение эффективность предлагаемых инициатив, но разве у государства сегодня есть такие деньги на внедрение цифровых технологий?

В то же время инициативы «умного города», если сделать бизнес главной движущей силой их реализации, позволяют увеличить доходы городского бюджета или значительно снизить затраты. Привлечение бизнеса к финансированию проектов может стать секретом успеха программ цифровизации. Массовая установка датчиков и систем обработки данных – огромный рынок для производителей электронного оборудования и программного обеспечения, поэтому они кровно заинтересованы в их продвижении. Например, насколько мне известно, в Казахстане главными лоббистами «умного города» являются национальный холдинг «Зерде», а также крупнейшие ИТ-компании Cisco и IBM.

Существуют разные механизмы привлечения бизнеса к реализации цифровых программ. В одних случаях международные компании полностью берут на себя инициативу по основным направлениям, как, например, Cisco в Барселоне. В других городах рассматривают программу цифровизации как шанс вырастить новый сектор экономики и делают соответствующие инвестиции. Например, в Сингапуре в рамках программы «умной нации» только на разработки в сфере «умного города» планируется потратить $14 млрд.

В идеальном «умном городе» стимулируется появление местных поставщиков решений, которые и становятся движущей силой цифровизации. Нужно использовать программу «Цифровой Казахстан – 2020» и проект Smart Astana, чтобы сформировать развитые отечественные ИТ-компании. Тогда и бюджетные затраты будут вызывать меньше беспокойства.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10811 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить