Переломный момент – Эрнар Курмашев прокомментировал конфликт в киноиндустрии

10831

Недавно назначенный заместителем председателя Государственного центра поддержки национального кино Эрнар Курмашев рассказал о причинах ухода с поста руководителя управления культуры Алматы, будущем креативной экономики и о планах развития отечественного кинематографа

Эрнар Курмашев
ФОТО: из личного архива
Эрнар Курмашев

Эрнар, ваше назначение можно назвать достаточно неожиданным. Возглавляя управление культуры акимата Алматы, вы занимались разработкой стратегии креативной экономики. Казалось, что направление очень перспективно, стратегия внедряется...

- Передо мной была поставлена задача не только привнести новый взгляд в развитие культуры города, но и заложить базис для креативной экономики. Культура во всем мире давно развивается по этому принципу, такой подход просто необходим и нашей стране. Особенно это актуально в период финансового кризиса, который возник в результате пандемии.

Есть немало примеров, когда страны именно в тяжелые времена делали ставку на развитие креативной экономики, и от этого только выигрывали. У нее колоссальный мультипликативный эффект, больше чем у всех других отраслей. Представьте, каждый доллар, вложенный в креативную отрасль из госбюджета, привлекает четыре доллара честных инвестиций. В связи с этим аким Алматы Бакытжан Сагинтаев, выступая на Invest Forum Almaty в декабре прошлого года, огромное внимание уделил креативной экономике. Реализация стратегии, которую мы разработали, однозначно даст мощнейший импульс развитию города и позволит снизить зависимость экономики мегаполиса от «базарной иглы».

Какие шаги по внедрению этой стратегии уже предприняты руководством Алматы?

- В стратегии мы разработали меры поддержки креативных предпринимателей, модернизацию существующей культурной инфраструктуры и созданию новых объектов креативной экономики. Отмечу несколько успешных моментов: пять городских библиотек модернизированы в общественные пространства. Отныне там можно не только прочесть книгу, но и отдать ребенка в творческий кружок, посетить мастер-класс, пообщаться с единомышленниками, используя бесплатный интернет и коворкинг-пространство. Уже в этом году алматинцы смогут увидеть еще 10 библиотек, модернизированных по такому принципу.

Кроме того, в Алатауском районе запущен проект креативного хаба. Это уже более масштабный проект, другой уровень. В хабе предусмотрены коворкинги для креативных предпринимателей, помещения для кинопоказов, для уроков вокала, творческих студий и многое другое. Такие же хабы со временем появятся во всех районах города. В среднесрочной перспективе будут созданы парки креативных индустрий, а в долгосрочной – целый творческий квартал. Международный опыт показывает, что такие кластеры дают мощный мультипликативный эффект. Креативные предприниматели и творческие деятели в постоянной конкуренции и кооперации создают колоссальное количество продуктов интеллектуальной собственности.

Пандемия, а впоследствии и жесткий карантин практически парализовали деловую активность Алматы. Как это отразилось на креативной отрасли?

- С самого начала пандемии, в период карантина управление культуры занималось информационной работой. Были созданы чаты в мессенджерах, в которые включили представителей культуры, деятелей медиа, шоу-бизнеса, кинобизнеса. Мы регулярно предоставляли достоверную, официальную информацию по коронавирусной инфекции, рекомендации по защите от вируса. Были отсняты, смонтированы и распространены социальные ролики, объясняющие, рассказывающие самое важное. Креативные предприниматели, которые остались без проектов на этот период, были привлечены для организации онлайн-мероприятий, творческих кружков, мастер-классов для жителей Алматы. Помогали алматинцам получить и полезную, и развлекательную информацию.

Основной ваш опыт работы все-таки связан с бизнесом, с киноиндустрией. Было ли вам комфортно в костюме чиновника или вы воспринимаете свое нынешнее возвращение с облегчением?

- Для меня было очень важно попробовать себя в этом качестве. Я понял, что такое госслужба, прошел колоссальную школу, за которую очень благодарен Бакытжану Сагинтаеву, моему куратору Ержану Бабакумарову и всей команде акимата, которая меня поддерживала. Я ушел с благодарственным письмом и добрыми напутствиями от руководства, с чувством хорошо сделанной работы.

Работа по развитию креативной экономики будет продолжена, абсолютно уверен в этом. В подтверждение тому отмечу, что я принял участие в отборе программы «Лидеры изменений» при фонде Первого президента и правительстве, стал лидером команды, которой доверили задачу развития креативной экономики. Это отличная возможность представить свое стратегическое видение на правительственном уровне. Недавно у нас состоялась первая отчетная встреча с премьер-министром, и Аскар Мамин поддержал наши инициативы и предложения. Он отметил, что креативная экономика может стать ядром развития новой экономики страны.

Вернемся к вашему назначению в госцентр поддержки национального кино. Как и почему это случилось?

- Поступило предложение от министерства войти в руководящий состав госцентра поддержки национального кино. Это, на мой взгляд, одна из наиболее перспективных организаций, которая внесет большой вклад в развитие киноиндустрии.

Как раньше работал «Казахфильм»? Заказывал фильмы у производителей и забирал 100% прав. Госцентр же работает по принципу, принятому в фондах кино во всем мире. Он софинансирует коммерческие проекты или полностью обеспечивает социально значимые, не забирая при этом 100% прав на фильм. Производитель должен быть заинтересован в том, чтобы как можно больше зрителей посмотрели его кино. В этом случае он понимает, что заработает с продажи билетов, и будет стараться сделать качественный, смотрибельный продукт. Во времена, когда все государственные деньги шли через «Казахфильм», существовала мотивация только заработать с кинобюджета, 80% лент попадали на полку. Это неправильный подход, я рад, что он изменился.

Зная ситуацию изнутри, как вы оцениваете состояние казахстанского кинематографа, его перспективы развития?

- У казахстанского кинематографа и анимации огромные перспективы. Это основные, базовые индустрии, которые двигают вперед креативную экономику всей страны. Производство кино объединяет писателей, художников, музыкантов, модельеров, ремесленников. Развитие отечественной кино и анимационной индустрий напрямую положительно сказывается на IT-сфере, туристической отрасли, многих других. Надо создавать качественные проекты, в расчете не только на казахстанского зрителя, но и на интерес к ним за рубежом.

Эрнар, ваше назначение произошло в достаточно сложный момент для казахстанского кинематографа. Индустрию в последнее время сотрясают громкие конфликты, звучат резкие, обвиняющие заявления представителей отрасли. Как вы к этому относитесь?

- То, что сейчас происходят определенные конфликтные ситуации в киноиндустрии, я оцениваю, как своеобразный переломный момент. Причем переломный в лучшую сторону для всей индустрии национального кино.

Идет смена поколений. Старшее поколение привыкло работать в определенной советской методике, делать проекты с огромными бюджетами, без особой добавленной стоимости и коммерческой составляющей. Их молодые коллеги шагают в ногу со временем, создавая за небольшие бюджеты проекты, которые стреляют и идеологически, и для имиджа страны, и кассово. Государство это осознает и все больше начинает доверять индустрию молодым продюсерам. С чем, конечно же, старшее поколение не хочет мириться.

До того, как я возглавил управление культуры, я считал, что это происходит только в кинематографе. Оказалось, что подобный перелом наметился сейчас во всех отраслях культуры: в литературе, в живописи, у ремесленников. И это хорошо. В какой-то степени наша культура осталась в Советском Союзе. И переход ее к нынешним реалиям катализирует пандемия и связанный с ней экономический кризис.

Какие первые шаги вы намерены предпринять, войдя в руководство госфонда?

- Я пришел в фонд с созидательным настроем. Помимо конфликтов, в нашей киноиндустрии огромное количество системных проблем, которые особенно обострились в период пандемии. И их необходимо решать. Из-за этих проблем индустрия теряет колоссальные деньги, не может привлечь частные инвестиции, естественно, казна не дополучает.

В первую очередь, необходимо начать борьбу с пиратством. Когда мы победим пиратство, наши фильмы смогут зарабатывать на онлайн-площадках, как это происходит во всем мире.

Второй момент – необходимо правильно выстроить систему электронных билетов. Это важно не только производителям, но и кинотеатрам. Если кинотеатры начнут работать «в белую», их капитализация будет увеличиваться. Крупные инвесторы смогут увидеть реальную картину индустрии и начнут заходить на рынок.

В-третьих, инфраструктура. Необходима программа кинофикации регионов. Во многих городах с более чем 50 тыс. населения нет кинотеатров. А это такой же важный объект инфраструктуры, как больницы, школы или библиотеки.

В-четвертых, необходимо привить казахстанцам любовь к отечественным фильмам, мультфильмам. Естественно, для этого нужно производить качественный контент, а не фильмы, которые ложатся на полку.

В-пятых, необходимо развивать ко-продукцию и выходить на рынки Китая и России. Это два огромных открытых для нас океана, но мы там рыбу не ловим.

Безусловно, добиться этого возможно только объединившись, прекратив нелепую борьбу поколений. Необходимо развивать наше кино в этот сложный период, а старшее поколение должно выступить менторами и поддержать молодых.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить