Отменить политику «нулевого Covid» будет непросто

9929

После смертельного пожара в одном из жилых домов в китайском регионе Синьцзян (многие считают, что его причиной стали карантины из-за Covid-19) китайские протестующие вышли на улицы, потребовав отменить строгие антипандемические ограничения

ФОТО: pexels.com/Фотограф: cottonbro studio

Ещё до начала протестов появились признаки, что правительство председателя КНР Си Цзиньпина готовится отменить дорогостоящую политику нулевого Covid, хотя точный график отмены остаётся неизвестным. Однако этот процесс будет намного сложнее, чем явно полагают многие.

Очевидно, что отказ Китая от политики нулевого Covid увеличит риски для здоровья населения, особенно на фоне низкого уровня вакцинации среди престарелых. Эти риски обязательно придётся устранять. Но значительно меньше внимания обращается на операционные проблемы, возникающие в ходе этого процесса.

Благодаря болезненному опыту Гонконга, Китай сейчас хорошо понимает, что волна заражений в плотно населённой зоне может привести к внезапному всплеску спроса на медицинские ресурсы, а это может парализовать систему здравоохранения. Если власти не сумеют быстро удовлетворить этот спрос, тогда может резко подскочить смертность, особенно среди пожилых людей.

Именно необходимостью предотвратить этот шок спроса объясняется, почему государства, как правило, постепенно отменяют меры антипандемического контроля. Впрочем, будучи страной с сильно централизованным контролем, Китай обладает преимуществом: он может постепенно отменять ограничения не только по времени, но и географически.

Полезные уроки можно извлечь из политики экономических реформ и открытости, которые проводились в Китае на протяжении последних сорока лет. Вместо того чтобы одним махом открыть всю экономику для внешнего мира, Китай начал с создания специальных экономических зон в четырёх материковых городах. Затем были открыты ещё 14 прибрежных городов. В дальнейшем уже проверенная модель постепенно копировалась на остальной территории страны.

С операционной точки зрения, такой постепенный подход обеспечивал несколько очевидных преимуществ. У центрального правительства была возможность смягчать (а значит и контролировать) риски, связанные с рыночными реформами. Кроме того, оно могло экспериментировать, накапливать опыт и собирать данные, что повышало доверие населения и направляло процесс экспансии реформ. Наконец, правительство могло мобилизовать талантливые кадры со всей страны на поддержку полезных инициатив.

Приступая к отмене политики нулевого Covid, Китай может применить такой же подход: выделить «специальные медицинские зоны» в городах, у которых высок уровень риска и которые хорошо обеспечены ресурсами, например Гуанчжоу, где недавно был зафиксирован всплеск случаев заболевания. В таких зонах антипандемические запреты будут смягчены, но сохранятся ограничения на поездки в другие города и регионы.

Китайское правительство может собирать данные о последствиях смягчения антипандемических ограничений внутри этих изолированных зон, прежде чем начать более широкую отмену запретов. Если в одной из зон начнётся медицинский кризис, с ним можно будет справиться, поскольку всплеск спроса на критически важную медицинскую продукцию и на услуги медработников будет намного легче удовлетворить, в том числе за счёт переброски ресурсов из тех регионов, где сохраняется политика нулевого Covid.

У Китая есть опыт такого объединения ресурсов: в начале года во время карантина в Шанхае в этот город приехали более 38 тысяч медработников из 15 китайских провинций, чтобы помочь справиться с всплеском случаев заболевания. Впрочем, для отмены политики нулевого Covid объединять ресурсы придётся в намного больших масштабах. Потребуется более тщательное, предварительное планирование.

Кажется логичным объединять ресурсы на межрегиональном, субнациональном уровне, когда неудовлетворённый спрос в одном регионе удовлетворяется за счёт избытка предложения в соседних регионах. В этом случае ресурсы придётся перевозить на сравнительно более короткие расстояния, а транспортировка станет быстрее и дешевле.

Однако у этого подхода есть важный недостаток: соседние регионы обычно экономически тесно связаны, поэтому разумно, чтобы регионы, расположенные рядом со специальными медицинскими зонами, стояли следующими в очереди на смягчение антипандемических ограничений. Когда это случится, можно ожидать роста количества случаев заболевания Covid-19, а значит, и спроса на медицинские ресурсы в этих соседних регионах. Если же их медицинские ресурсы уже будут переброшены в специальные зоны, тогда у них сразу возникнет дефицит медицинских материалов и персонала.

Именно поэтому объединение региональных ресурсов следует дополнить системой на национальном уровне. В этом случае ресурсы можно будет перебрасывать между отдалёнными регионами, которые с наибольшей вероятностью окажутся в разных фазах отмены ограничений.

Эта крупномасштабная работа потребует предварительной подготовки и координации между центральным правительством и субнациональными властями всех уровней. Местные власти обязаны определиться со «свободными» медицинскими ресурсами, которые можно при необходимости передать в общий «пул» ресурсов, не провоцируя при этом существенного снижения качества услуг на местном уровне. Центральное правительство, со своей стороны, обязано разработать стандартные операционные процедуры, обеспечивающие бесперебойное сотрудничество между «пулами» ресурсов разных регионов.

Одновременно центральное правительство могло бы создать один или несколько центральных распределительных центров, где будут находиться медицинские ресурсы, готовые к отправке в региональные центры. Оно могло бы также собрать команду специализированных медицинских работников, готовых по требованию направиться в специальные медицинские зоны. К счастью, крайне централизованная политическая система Китая хорошо подходит для реализации столь масштабного и комплексного проекта.

Несмотря на всплеск народных беспорядков, отказ Китая от политики нулевого Covid не будет мгновенным. Скорее всего, он будет постепенным и контролируемым, то есть во многом таким же, какими были экономические реформы и политика открытости. Впрочем, руководство Китая обязано действовать сейчас намного быстрее, чем сорок лет назад. При наличии тщательно разработанной операционной стратегии у него будут хорошие шансы справиться с этой задачей.

С. Алекс Ян, ассоциированный профессор менеджмента в Лондонской бизнес-школе

Анжела Хуюэ Чжан, профессор права в Гонконгском университете, автор книги «Китайская антимонопольная исключительность: Как подъём Китая бросает вызов глобальному регулированию» (издательство Oxford University Press, 2021)

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить