Новогодние прогнозы: о политике и экономике в жанре фэнтези

12548

Экономист Петр Своик: Традиционный для последних дней уходящего года жанр прогнозов на год наступающий осложняется на этот раз двумя конфликтующими между собой обстоятельствами

С одной стороны, как никогда высок уровень накопившихся вокруг нас и в мире вообще рисков и неопределенностей. Как дальше поведут себя нефтяные цены? Уйдут ли от рецессии или, наоборот, войдут в нее основные экономики развитого и развивающегося миров? Что будет с политикой «количественного смягчения» и вообще с долларом? Как повернутся события на Ближнем Востоке, на Украине, в России? Вряд ли можно вспомнить другой такой год, поставивший так много жизненно определяющих вопросов со столь смутно просматриваемыми ответами.

С другой стороны, очевидна привязанность большинства мировых игроков к тому, что было до наступления нынешнего «волатильного времени». И даже сама охватившая почти весь мир волатильность во многом проистекает из стремления удержать прежний миропорядок, вернуть в прежнее состояние «нарушителей».

К примеру, неслучайное понижение мировых нефтяных цен, при всем многообразии формирующих его факторов, направлено, конечно, на возвращение России в «докрымское» состояние. А сама нынешняя Россия, уже необратимо разрушившая сложившуюся при Ельцине прозападную экономическую и политическую направленность, пытается противостоять санкциям, имея полностью прозападную монетарную и торгово-производственную системы с соответствующим политическим и экономическим истэблишментом.

Поэтому гадать, что будет с рублем, смысла нет. Достаточно уверенно можно прорисовать только некие рубежи, дальше которых дело точно не зайдет. Так, очевидно, что продолжение политики плавающего курса, да еще с таким «стабилизационным» инструментом, как повышение процентной ставки – мера для российской экономики, социальной и политической сферы попросту губительное. Поэтому и такой политике, и осуществляющей ее команде найдется замена.

Что касается Казахстана, то тут можно быть уверенным в одном: власти постараются растянуть паузу и не предпринимать никаких содержательно новых мер ни в политике, ни в экономике. Расчет простой: дождаться хоть какой-то определенности в России, под которую уже можно будет подстроиться. Но главное даже не это, а общая неготовность «Акорды» к чему-то большему, чем бег на месте. Увы, это приведет к накоплению различных проблем, провоцируя приближение самых, может быть, неожиданных сценариев откладываемых развязок.

Девальвация или досрочные выборы?

Поясним это на примере двух наиболее волнующих общественность ожиданий – девальвации тенге и досрочных выборов.

Можно сказать, что от понижения курса национальной валюты вдогонку подешевевшему рублю (а именно об этом говорят сегодня многие) Нацбанк РК будет всячески воздерживаться. Регулятор будет демонстративно идти в сторону дедолларизации, то есть не просто удержания нынешней стоимости тенге, но и повышения привлекательности тенговых сбережений в сравнении с валютными.

Также можно быть уверенным в том, что существенная дедолларизация в Казахстане неосуществима. Хорошо, если дальнейшее бегство тенге в подешевевшие российские товары и в дорожающий доллар удастся остановить. Ну, может быть, получится переманить обратно какую-то часть депозитов из долларовых в тенговые – это максимум. А вот закончится этот процесс девальвацией, или удастся ее избежать, сказать сейчас сложно.

Так и с выборами. Многие предполагают, что власть к ним сейчас усиленно готовится (поэтому и девальвация откладывается). Но что за выборы и зачем? Очевидных ответов на эти вопросы нет.

А потому позволим себе прогнозы на следующий год в жанре фэнтези: так не будет, но хорошо бы, чтобы так случилось.

Новогодняя сказка: Назарбаев в Москве

Начнем с выборов, которые, по-хорошему, должны решать не отвлекающую или просто «переоформительскую» задачу, а действительно ответить на главный вызов времени. Вызов же этот для Казахстана, между прочим, не только в неизбежности «переходного периода» в «Акорде». Гораздо важнее внесение политической определенности в ЕАЭС.

Посмотрим правде в глаза: Таможенный союз – это вовсе не таможенное, а Евразийский экономический – не экономическое объединение. Все это – лишь этапы осуществления межгосударственной интеграции, в которой общие таможенные границы, единое экономическое, а потом и платежное пространство потребуют своего институционального оформления.

Смотрите, как получается: все политические и экономические перипетии последних лет между Россий и Европой (с Украиной посередине) закручиваются вокруг того, чего нет.

Напомним: предыдущий Майдан, не допустивший к президентству Януковича и отдавший власть Ющенко, был вполне мирным и, действительно, внутриукраинским. Нынешний же раздрай случился не от того, что Киеву вдруг нестерпимо захотелось в Евросоюз. Срочность создали Таможенный и готовящийся Евразийский экономический союзы.

И нынешние санкции – они вовсе не из-за Крыма и ДНР с ЛНР, и даже не с целью свалить режим Путина. Главная цель – не допустить реинтеграции основных республик бывшего СССР. Для чего недостаточно вернуть России либерального президента типа Ходорковского или Кудрина, необходимо и саму Россию разделить на несколько отдельных суверенитетов.

Однако сам ЕАЭС, виновник конфликтов и надежд, без участия которого невозможно наладить эффективный поиск развязок, не оформлен. Евразийский союз реально представляют три президента (недавно их стало пятеро пять) вместе. Но каждый выступает в союзе только от имени своего государства, причем порой конфликт интересов становится явным. Да, в ЕАЭС есть председательство, которое досталось в новом году Белоруссии, но оно не институциональное, а лишь процедурное. У созданного же президентами аппарата ЕАЭС слишком низкий статус, чтобы принимать какие-то серьезные решения даже на просторах объединившегося пространства, не говоря уже о международном уровне.

Так не пора ли инициировать выборы, скажем, председателя президиума Евразийского союза?

Причем инициировать как раз Казахстану – разве не от нас пошла идея евразийской интеграции? Тем более что совсем нетрудно предсказать, кого можно было бы выдвинуть на этот пост, будучи заранее уверенными в массовой поддержке избирателей Казахстана, России, Киргизии, Армении, да и, пожалуй, Белоруссии.

Президиум же можно сформировать, например, из равного количества национальных представителей, делегированных парламентами создающих единое экономическое пространство государств. И пусть бы этот президиум в рамках делегированной участниками компетенции устанавливал действующие на общей территории нормы и правила. И формировал бы необходимые исполнительные органы.

А заодно с пользой для всех решился бы вопрос «переходного периода» в самом Казахстане. Поскольку, как все мы знаем, Нурсултан Назарбаев в рамках созданной им системы незаменим – все равно назрела смена формы правления. Президенту можно оставить самые широкие представительские полномочия, но вот экономику надо отдать парламенту – через передачу ему права формировать правительство, назначать акимов и руководителей национальных компаний.

Здесь, наконец-то, найдется дело и партии «Нур Отан», пока только изображающей роль правящей.

На чем держится президентская власть в Казахстане?

На заре независимости президентская власть держалась на концентрации в руках президента права принятие решений по приватизации «общенародной» собственности и финансовой системы. После этого, когда все уже было распределено и закреплено, власть президента стала держаться на его эксклюзивном праве напрямую или косвенно осуществлять назначения на ключевые государственные и экономические посты.

Но в одиночку это делать все сложнее, приходится передоверять приближенным. В результате кадровые ошибки проявляются через выявление коррупционеров все более высокого ранга. Это неполезно ни для дела, ни для правящей власти, ни для репутации страны. Поэтому от политики персонального назначения и «антикоррупционного» избиения кадров пора переходить к формированию института кадровой политики. И для этих целей  партийная организация подойдет лучше всего.

Посмотрите на Китай: там вообще нет выборов, зато внутри КПК налажен и кадровый отбор, и избирательные процедуры, и кадровый рост. И коррупционеров там расстреливают на площадях не решениями отдельных начальников, а государственной партийной волей. Да и КПСС (если кто еще не забыл) тоже умела работать с кадрами получше нынешнего Агентства по госслужбе.

Но мы должны смотреть не назад, а вперед: чем плох был бы формирующий коалиционное правительство трехпартийный парламент с «Нур Отаном» в центре, с праволиберальной и социал-демократическими партиями по флангам?

Чтобы тенге не падал, его надо «прибить» к доллару

И еще одна новелла в стиле фэнтэзи – о той самой дедолларизации.

Здесь все просто: неуверенность в тенге снимается не заверениями председателя Нацбанка, а фиксацией курса. Причем не административной, а естественной: всего-то и надо, что узаконить все платежи и налоги в той валюте, в которой субъект осуществляет свою экономическую деятельность. Соответственно, у Минфина появляются два бюджета – в тенге и в иностранной валюте. Туда же подключаются ЗВР и средства Нацфонда. За счет этого ведомство гарантирует банкам и всем желающим беспрепятственную конвертацию по фиксированному курсу денег, обслуживающих внутреннюю экономику, в валюту внешнеэкономических операций и обратно.

А поскольку тем самым исключается и влияние внешнего платежного баланса страны на денежную массу во внутренней экономике, Национальный банк уходит с валютной биржи, снимает с себя ответственность за поддержание курса нацвалюты и занимается своим прямым делом – планированием и осуществлением национального инвестиционного и кредитного процесса. Под 2-4%, не больше, руководствуясь (наконец-то!) инфляционным таргетированием.

Представьте себе такую совсем уже фантастическую картину: Миннацэкономики планирует, Национальный банк – обеспечивает, а Народный банк осуществляет государственную целевую кредитную поддержку массового жилищного строительства, создания сельской перерабатывающей кооперации, модернизации энергетики и ЖКХ …

Впрочем, мы с вами что-то размечтались…

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить