Почему суд и прокуратура чаще склонны быть на стороне налоговых органов

10471

С 1 июля 2021 года вступает в силу новый Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК), который среди прочего регулирует вопросы разрешения налоговых споров в суде

ФОТО: pixabay.com

Мне периодически советуют дать предложения по внесению изменений в налоговое законодательство. Но, на мой взгляд, налоговое законодательство не нуждается в реформах, оно и без того регулярно обновляется.

Я бы ратовал за реформирование судебной системы. Сейчас в судах при рассмотрении налоговых споров зачастую происходят интересные вещи. Поскольку речь идет о пополнении государственного бюджета, кажется, что в гражданском процессе все выстроено против налогоплательщика. Судьи на стадии подготовки дела очень внимательно стараются разобраться в деталях спора, иногда даже устно отчитывают налоговый орган за процедурные нарушения. Но когда дело идет к завершению, почему-то доводы налогоплательщика игнорируются. Становится понятно, что суд и не планирует удовлетворять его требования.

Выиграть налоговый спор возможно, только если налоговый орган допустил грубейшие нарушения. Когда позиции сторон более или менее равны, предпочтение отдается госоргану. Некогда задекларированный принцип добросовестности налогоплательщика, когда все неточности трактуются в его пользу, на деле оказался лишь декларативной нормой. Участвующий в деле прокурор всегда поддерживает госорган и, если суд вынес решение в пользу налогоплательщика, скорее всего, подаст апелляционное ходатайство.

Все это связано с тем, что в судебной системе и системе госорганов всегда присутствует страх быть заподозренными в коррупции. Этот страх доминирует даже тогда, когда для этого нет ни малейших оснований. Поэтому суд и прокуратура всегда склонны быть на стороне налоговых органов.

С 1 июля 2021 года вступает в силу новый Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК), который среди прочего регулирует вопросы разрешения налоговых споров в суде. Не хочется быть абсолютным скептиком, поэтому приведу некоторые его положительные стороны.

Для более внимательного изучения увеличивается срок рассмотрения споров с одного до трех месяцев. Суду теперь будет предоставлена активная роль в сборе материалов и доказательств. Он не ограничивается объяснениями сторон и сам собирает дополнительные материалы и доказательства.

Весьма примечательным является то, что по АППК допускается окончание дел публично-правовых споров примирительными процеду­рами. Иначе говоря, налогоплательщик и налоговый орган могут окончить дело мировым соглашением, если принимаемое таким образом решение входит в пределы административного усмотрения госоргана. Хотя реализовать это на практике будет очень сложно по вышеуказанным причинам.

Также положительным является то, что решение суда вступает в законную силу и исполняется по итогам рассмотрения дела в кассационной инстанции в Верховном суде. Для сравнения: сейчас судебные решения исполняются сразу после апелляции, не дожидаясь окончательного мнения Верховного суда, что ставит налогоплательщика в неудобное положение.

И, пожалуй, самым важным новшеством является создание новых административных судов, которые будут рассматривать дела публично-правового спора в качестве первой инстанции. Предполагается, что благодаря специализации суды разгрузятся и улучшится качество отправления правосудия.

Вместе с тем, на мой взгляд, самым важным в вопросах административной юстиции является политическая воля к тому, чтобы создать действительно независимые суды, которые при наличии оснований смогут выносить решения в пользу налогоплательщиков без страха и сомнений. Лишь при таком раскладе мы можем утверждать, что судебная реформа состоялась. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить