Новая фискальная стратегия для Германии

9718

Чрезвычайный шок от продолжающейся пандемии COVID-19 и последствия войны России против Украины отражаются на всей экономике Германии

ФОТО: pixabay.com

Резкий рост цен на энергию и сырье, а также продолжающиеся и новые сбои в функционировании глобальных производственно-сбытовых цепочек тормозят процесс экономического восстановления. Потребительские цены и цены производителей растут самыми высокими темпами за последние полвека, а прогнозы роста ВВП пересматриваются в сторону понижения.

Помимо этих потрясений Германия сталкивается с серьезными среднесрочными и долгосрочными проблемами, которые могут привести к дальнейшему замедлению темпов роста и способствовать повышению инфляции. Во-первых, после воссоединения в 1990 году произошло резкое снижение темпов роста производительности, который оставался низким и после мирового финансового кризиса 2008 года. Более высокая производительность является ключом к долгосрочному экономическому росту, конкурентоспособности и стабильности цен.

Более того, в Германии резко ускоряются демографические изменения, и во второй половине этого десятилетия соотношение пенсионеров к населению трудоспособного возраста заметно возрастет. Это приведет к усилению давления на системы социального обеспечения и рынки труда, где ограниченный доступ к квалифицированным работникам, и без того являющийся проблемой, будет сдерживать среднесрочные перспективы экономического роста.

Будущий экономический рост также может быть значительно слабее, если не будут осуществлены необходимые инвестиции в декарбонизацию или если переход Германии к климатической нейтральности окажется чрезмерно деструктивным. Более высокие затраты на ископаемые виды топлива, обусловленные установлением цен на углерод, являются важными стимулами для развития возобновляемых источников энергии, однако эти намеренные относительные изменения цен могут привести к повышению общего уровня цен.

Наконец, ориентированная на экспорт экономика Германии особенно зависит от функционирования и устойчивости международных цепочек поставок, которые с 2020 года оказались хрупкими и уязвимыми к постоянным сбоям. Экономический рост может быть более медленным, а инфляция более высокой, если частичное изменение или реорганизация мировой торговли приведет к тому, что Германия не сможет полагаться на преимущества международного разделения труда, как это было в прошлом.

На этом фоне Германия нуждается в эффективной, дальновидной и активной налогово-бюджетной политике, которая стимулирует устойчивый рост за счет мер со стороны предложения без дальнейшего разжигания инфляции и, таким образом, нейтрализует текущие риски стагфляции. В то же время фискальная политика должна учитывать сегодняшние глобальные геостратегические вызовы и укреплять силы частного сектора, необходимые для экономической модернизации, цифровизации и углеродно-нейтрального преобразования.

Эти принципы отражены в новой фискальной стратегии, которую мы недавно представили Федеральному министерству финансов. Эта стратегия опирается на три столпа и направлена ​​на достижение тщательно выверенного баланса между преодолением текущего кризиса и предотвращением дальнейшего нарастания инфляционного давления.

Первый – это мощный и решительный ответ на такие исключительные события, как продолжающаяся война в Украине. С этой целью правительство уже осуществило два пакета мер по оказанию помощи домохозяйствам и компаниям, пострадавшим от резкого роста цен на энергоносители, включая быстрые единовременные выплаты уязвимым домохозяйствам. Это также защищает сильно пострадавшие компании. Чтобы избежать создания дополнительного инфляционного давления  эти амортизирующие меры должны носить ограниченный, временный и целенаправленный характер. Например, поддержка компаний оказывается на начальном этапе, для обеспечения того, чтобы сильно пострадавшие, но в то же время прибыльные предприятия, пережили кризис.

Правительство имеет возможность реагировать таким образом благодаря фискальным резервам, созданным до пандемии. Благоразумие в хорошие времена означают, что у нас было достаточно финансовых резервов для повышения устойчивости экономики в ответ на COVID-19, а теперь и на войну в Украине.

Второй столп нашей фискальной стратегии направлен на инициирование самостоятельного экономического роста за счет высвобождения распределительных и производительных сил рынка. Таким образом, политика в области предложения является неотъемлемой частью наших усилий по снижению рисков стагфляции.

Стратегия предусматривает фискальную мобилизацию инвестиций частного сектора без дальнейшего сдавливания экономики в сторону инфляционных тупиков. Это предполагает создание привлекательных стимулов для компаний и высококвалифицированных специалистов, а также расширение возможностей финансирования для берущих на себя риски перспективных предприятий.

В более общем плане мы должны укрепить позиции Германии как хорошего места для ведения бизнеса. Для этого потребуется более благоприятная для инноваций среда с конкурентоспособной налоговой системой, модернизированным государственным управлением и ускоренными процедурами. Скорость, с которой Германия сейчас строит терминалы для сжиженного природного газа и ускоряет переход в энергетическом секторе, показывает, что это можно сделать. Нам необходимо в срочном порядке предпринять аналогичные инициативы в других секторах.

Третий столп нашей стратегии делает акцент на фискальную устойчивость и, следовательно, устойчивость долга. Это отражено в намерении правительства уже в следующем году вернуться к конституционному «долговому тормозу» Германии (правилу сбалансированного бюджета, которое ограничивает способность государства брать взаймы). Прекращение фискальной экспансии и возврат к нейтральной позиции также будут способствовать борьбе с инфляцией.

Возвращение к структурно сбалансированным бюджетам обеспечит устойчивость государственных финансов, сохранит доверие инвесторов и общественное доверие к правительству. Коалиционному правительству потребуются все три, чтобы обеспечить финансирование своих проектов по модернизации.

В период повышенных инфляционных ожиданий фискальная устойчивость и более высокий рост производительности являются взаимодействующими целями. И то, и другое поможет в сдерживании инфляции и стимулировании экономики Германии.

Кристиан Линднер, министр финансов Германии.

Ларс П. Фельд, профессор экономики Фрайбургского университета, директор Института Уолтера Ойкена.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить