Новая банковская реальность: сокращение расходов и цифровые каналы

10677

Совокупные потери мирового ВВП за 2020 и 2021 годы от COVID-19 могут составить примерно $9 трлн – больше, чем размер экономики Японии и Германии вместе взятых

ФОТО: Clay Banks / Unsplash

Об этом говорит экономический советник и директор Исследовательского департамента Международного Валютного Фонда (МВФ), профессор Гарвардского университета Гита Гопинат.

- Великая самоизоляция становится самым сильным экономическим спадом со времен Великой депрессии, и намного более серьезным, чем мировой финансовый кризис, - рассказал Гопинант. - Это поистине глобальный кризис, который не обойдет ни одну страну. […] Более чем в 170 странах прогнозируется снижение доходов на душу населения.

Как выживать банкам в ситуации глобальной пандемии? «Мы знаем, что следующие три месяца имеют решающее значение для будущего розничного банковского сектора», - уверена группа экспертов Oliver Wyman Джеймс Брайан, Джессика Клемпнер и Саймон Лоу.

По их мнению, существуют три ключевых антикризисных направления банковского бизнеса на сегодня: обслуживание клиентов – обеспечение доступа к критически важным услугам в ближайшей перспективе и ускорение перехода к цифровым технологиям; помощь обществу – поддержка клиентов; и реагирование на финансовые трудности – планирование сценариев, установление кредитной политики COVID-19 и использование возможностей реструктуризации.

«Заглядывая в будущее, пандемия, вероятно, будет иметь серьезные последствия для отрасли. Управление расходами будет иметь решающее значение для выживания банков, для чего потребуется краткосрочное управление затратами и лучшее понимание факторов, влияющих на стоимость», – прогнозируют эксперты Oliver Wyman.

К еще более драматическим выводам пришли эксперты McKinsey&Company в исследовании «Переосмысление операционной модели банка 2.0». Драматическими выводы стали для банков, которые до сих пор не оцифровались. Аналитики McKinsey привели цифры воздействия COVID-19 на банковский сектор Китая и других хронологически опережающих (в плане распространения вируса) рынков.

Итак, почти 100% продаж в течение 3 месяцев и более приходилось на банковские цифровые каналы. После снятия жесткого карантина в некоторых странах Азии, на 20–30% сократился поток клиентов в отделениях. Половина функций поддержки клиентов банков – 40-50% – например, кол-центров, переведена на удаленную модель работы. В 3-5 раз быстрее переводятся в цифровые каналы сложные продукты такие как ипотека, управление частным капиталом, инвестиционные услуги. На 30-40% больше клиентов выбирают крупные надежные банки. Таковы первые глобальные цифры воздействия COVID на банки. Что делать?

Аналитики McKinsey предложили принципы новой банковской операционной модели 2.0.

Первое. Необходимо трансформировать модель продаж и обслуживания банков, ориентировав ее прежде всего на цифровые каналы. «Конкуренция в смартфоне»: клиентский опыт и эффективность цифрового маркетинга – в основе новой банковской модели.

Второе. Как никогда стала актуальной модель распределенной организации головного офиса и поддерживающих функций банка. Ограничение физических контактов и присутствия в офисе, массовая роботизация операций.

Третье. Банкам необходимо меньше тратить. Новая цель – отношение CIR ниже 30% и гибкость адаптации расходов под различные бизнес-сценарии (до недавнего времени CIR 50% считался для банков приемлемым). CIR – это показатель, отражающий эффективность ведения бизнеса. Рассчитывается как отношение расходов банка к операционной прибыли. Если показатель CIR превышает 100%, то это означает, что банк ведет убыточную деятельность: то есть тратит больше, чем зарабатывает.

Четвертое. Нужно учитывать социальную роль и ответственность банка при переходе на новую операционную модель. Речь идет о широкомасштабной переподготовке персонала, принятие мер для сохранения уровня удовлетворенности клиентов.

Пятое. Ну, и главное – новые технологии: удаленная работа и обеспечение кибербезопасности. Внедрение ИТ-технологий и обеспечение нового уровня безопасности для удаленной работы.

«Массовое и быстрое принятие клиентами цифровой и удаленной моделей обслуживания – фундаментальный сдвиг в потребностях клиентов; готовность и желание клиентов в первую очередь использовать цифровое предложение банковских услуг», - пришли к глобальному выводу эксперты McKinsey.

Другими словами, добро пожаловать в новую поствирусную цифровую эпоху! Клиенты хотят, регуляторы идут на уступки, дело за банками. Очевидно, что не все финансовые институты смогут оперативно перейти полностью на цифровые каналы, для них тоже есть выход – это слияние с более сильными игроками. «Вероятно, появятся и новые возможности для слияний и поглощений», - констатируют эксперты Oliver Wyman.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить