Почему поправки в налоговый кодекс могут привести к отрицательному эффекту

13042

Эксперты считают, что в правительстве поторопились с принятием обновленного законопроекта

ФОТО: pixabay.com

Президент 11 июля 2022 года подписал закон о внесении поправок в Налоговый кодекс, который меняет многие аспекты налогообложения. Еще на стадии законопроекта этот правовой акт вызвал общественный резонанс. В основном это связано с отменой с 2023 года льгот по освобождению от налогообложения дивидендов после трех лет владения акциями или долями в уставном капитале казахстанских компаний. А ведь данная льгота выгодно выделяла нас на фоне соседних стран.

Первый вопрос, которым я задаюсь: с какой целью это сделали? Думается, основная причина – это новая политическая повестка, когда стоит задача вернуть стране то, что было заполучено прежней элитой. При этом ясно, что возвратить удастся не все и не сразу, поэтому решено обложить текущие денежные потоки в виде дивидендов за рубеж и внутри страны.

Второй вопрос: почему так быстро приняли законопроект, не выслушали бизнес и отказались от прежних обещаний? Так, несколько лет назад в целях стимулирования развития производств по дальнейшей переработке минерального сырья ввели льготу по освобождению от налогообложения дивидендов недропользователей, которые осуществляют такую переработку. Ряд инвесторов вложили средства в производство. Теперь же государство вдруг отказалось от предоставления данной льготы. В дополнение увеличились ставки налога на добычу полезных ископаемых.

И третий вопрос: что делать дальше? Многие уже заметили, что поправки содержат ряд недочетов. Например, для отечественных акционеров ставка индивидуального подоходного налога увеличилась с 5 до 10%, но при этом сохранилась льгота по освобождению от налогообложения дивидендов в пределах 30 000 МРП. Между тем следует заметить, что поправки не содержат критериев, связанных со сроком владения компанией, поэтому в целях применения льготы достаточно перерегистрировать часть ее на близких родственников.

Если данного освобождения окажется недостаточно, то акционеры могут рассмотреть вопрос регистрации холдинговой компании в Кипре, с тем чтобы применить сниженную ставку в размере 5% (вместо указанных 10%) по налоговой конвенции. А это, по сути, дополнительный вывод средств из страны. Отмечу, что Казахстан не применяет Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI) в отношении Кипра. Соответственно, в данном случае отпадает необходимость подтверждения, что холдинговая компания зарегистрирована в Кипре не в целях получения налоговых выгод (тест на основную цель). В свою очередь, возникают вопросы к людям, принимавшим решение о неприменении MLI к Кипру. Согласитесь, указанная юрисдикция сама по себе напрашивается на тщательный подход.

Кроме того, возникает вопрос, можно ли до вступления в силу поправок быстро распределить дивиденды, которые ранее не распределялись и сохранялись в компании в операционных целях. Я считаю, что можно. Собственники бизнеса могут принимать решение о распределении чистого дохода, а также об исключении чистого дохода или его части из распределения. Таким же образом они вправе пересмотреть ранее принятое решение о нераспределении чистого дохода и изъять деньги из оборота.

На мой взгляд, вышеизложенное говорит о том, что поправки могут привести к отрицательному эффекту для экономики. По крайней мере, можно было бы не торопиться с их принятием и обсудить предварительно с бизнес-сообществом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить