Как решить проблемы финансового сектора Казахстана

14818

Проблемы становится настолько очевидным, что необходимость принятия мер рано или поздно станет неизбежной

Фото: pixabay.com

До недавнего времени среди профессиональных участников казахстанского финансового рынка можно было выбрать альтернативного игрока и почувствовать качественную разницу в предоставлении банковского сервиса. Каких-то 10 лет назад наши банки легко могли составить конкуренцию любому иностранному институту, пришедшему на локальный рынок. Это действительно восхищало: сервис и менеджмент были на высоком уровне, финансовые институты не жалели собственного капитала, прибыли, времени и ресурсов для внедрения инновационных на тот момент направлений. Автоматизация бизнес-процессов, внедрение ERP- и CRM-систем. Сейчас же, это чувствуется повсеместно и становится очевидным, мы безнадёжно отстали не только на мировом уровне, но и от своих ближайших соседей, которые в своё время перенимали опыт у нас.

Сужается количество игроков на профессиональном финансовом рынке, чему есть объективные причины. Для дальнейшего роста нужно их признать и сделать выводы. Но работа над ошибками так и не проведена.

Первой и основной причиной я считаю уменьшение числа квалифицированных работников в банковском секторе. Сама отрасль деградирует, фонд оплаты труда не растёт, бонусный и премиальный фонды надо платить из прибыли, а её по факту нет.

Вторая причина – сильная зарегулированность участников рынка со стороны Нацбанка и в то же время его абсолютная беззубость.

Требования к капитализации растут, повышается уровень фиксированных затрат и издержек в постоянном поддержании таких департаментов, как комплаенс, внутренний аудит, системы риск-менеджмента. Данный вид бизнеса становится нерентабельным и невыгодным для акционеров, тогда как пул проблемных кредитов прирастает как снежный ком. К сожалению, банки, имеющие стрессовые активы, компании по управлению стрессовыми активами не справляются с задачей или не хотят реструктурировать проблемные долги и обязательства десятилетней давности.

Третья причина – потеря доверия к крупным финансовым институтам со стороны потребителей из-за ухудшения менеджмента банков на всех уровнях.

Четвёртая – огосударствление экономики страны, практически начавшееся 10 лет назад. Сейчас мы пожинаем плоды неэффективности и ходим по кругу долговых проблем, усугубляя исход.

Пятая причина – абсолютное отсутствие альтернативных финансовых и инвестиционных инструментов для привлечения финансирования в растущую и конкурентную компанию.

Всё это становится настолько очевидным, что необходимость принятия каких-то мер рано или поздно станет неизбежной. Решение проблем финансового сектора возможно при полной реализации рисков и фиксации убытков, которые были зафиксированы ещё в 2007–2009 годах. Без действенных шагов всех сторон, а особенно регулятора, мы можем никогда не увидеть свет в конце туннеля, так как вступление в ВТО полноценно сыграет в 2020 и там уже нужно будет в полную голову конкурировать с развитыми инфраструктурными рыночными финансовыми институтами.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить