Не верь написанному

При осуществлении налогового контроля большое значение имеет срок исковой давности, представляющий собой срок, в течение которого налогоплательщик может вносить изменения в налоговую отчетность, а налоговый орган – проводить проверки и начислять налоги

ФОТО: pixabay

Когда в 2017 принимали действующий Налоговый кодекс, правительство заявило о сокращении общих сроков исковой давности с пяти до трех лет. Эта норма вступила в силу в 2020-м, но разработчики не предусмотрели переходный этап. В частности, если в 2019 пятилетний срок исковой давности охватывал 2014–2018, то в 2020-м новый трехлетний срок распространяется только на 2017–2019. Следовательно, у большей части налогоплательщиков непроверенными оказались 2015 и 2016 годы.

Разумеется, узнав об этом, налогоплательщики обрадовались, а налоговики в свою очередь попытались «прикрутить гайки». Так, 11 января 2020 Комитет государственных доходов Минфина дал разъяснение о том, что новый трехлетний срок применяется к налоговым обязательствам, возникшим после 1 января 2020, а к обязательствам, возникшим до указанной даты, сохраняется пятилетний срок.

Чуть позже иное разъяснение дало Министерство национальной экономики, которое в письме от 29 января 2020 указало, что все-таки трехлетний срок следует применять и к обязательствам, возникшим до 1 января 2020-го. Но оговорило, что в Налоговый кодекс планируется ввести поправки, согласно которым по обязательствам, возникшим до 1 января 2020, срок исковой давности будет составлять пять лет.

Налогоплательщики весьма расстроились, так как после трехлетнего ожидания их попросили подождать еще два года. И это действительно упущение разработчиков Налогового кодекса. Если из буквального значения норм кодекса следует, что срок исковой давности составляет три года, то почему государственный орган в своих интересах расширительно толкует их и применяет к старому периоду пятилетний срок? И почему нормам, ухудшающим положение налогоплательщиков, придается обратная сила?

Вместе с тем прошло еще полгода, и мы видим, что в текущем законопроекте о внесении изменений в законодательство по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата указанные изменения не предусмотрены. Согласно поправкам изменяются лишь категории налогоплательщиков, в отношении которых сохраняется пятилетний срок. В частности, если по первоначальной редакции сюда входили недропользователи и налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу, то по новой это будут недропользователи и все налогоплательщики, являющиеся субъектами крупного бизнеса.

Безусловно, новая редакция благоприятна для большинства в сравнении с тем, что мы услышали в начале года. Однако у меня все еще есть вопросы к корректности таких инициатив. В частности, в соответствии со статьей 3 Налогового кодекса поправки, касающиеся увеличения категорий налогоплательщиков, могут приниматься не более одного раза в год не позднее 1 июля текущего года и вводиться в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Из буквального значения нормы следует, что данное правило касается и категорий налогоплательщиков, в отношении которых увеличивается срок исковой давности. Учитывая, что к моменту написания настоящего материала, то есть после 1 июля, законопроект еще не принят, думается, изменение сроков исковой давности в отношении субъектов крупного бизнеса сейчас уже не является допустимым. Тем более что начиная с 2017 у разработчиков было достаточно времени, чтобы устранить недочеты.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4069 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
26 июля родились
Адильбек Джаксыбеков
председатель совета директоров АО «КазТрансГаз», президент Казахстанской федерации футбола
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить