Не просто хайп: почему блокчейн важен для процветания Центральной Азии?

10958

Центрально-Азиатский регион благодаря своему стратегическому положению является важным элементом международной транспортной системы

ФОТО: Андрей Лунин

В то же время стоимость импорта и экспорта в ЦА остается достаточно высокой. Почему так сложилось и как можно изменить ситуацию?

Логистическая система Центрально-Азиатского региона считается одной из самых дорогостоящих в мире, что можно объяснить географическим положением региона, ограниченным доступом к морским портам и уровнем развития транспортной инфраструктуры.

За последние два десятилетия ситуация улучшилась, однако и сегодня страны ЦА занимают невысокие позиции по ключевым показателям индекса эффективности логистики. Этот индекс, разработанный Всемирным банком, предоставляет сравнительные данные по логистической «дружелюбности» стран. Он объединяет информацию по шести компонентам, отсортированным отдельно по международным и внутренним категориям: таможня, инфраструктура, международные перевозки, компетентность и качество логистических услуг, отслеживание и контроль прохождения грузов по маршруту доставки, своевременность доставки. 

В частности, согласно исследованию, проведенному в 2018 году, в странах Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) с индексом эффективности логистики 3,6 лидировала КНР.  У остальных стран этого региона индекс оставался ниже 3,0, с существенным отставанием по таким показателям, как качество и доступность инфраструктуры, таможенные процедуры.

На решение этих проблем направлена Транспортная стратегия ЦАРЭС - 2030, в которой среди прочих задач указывается сокращение торговых барьеров и издержек, расширение торговых связей и уменьшение времени товарооборота в регионе.  

При этом в документе также подчёркивается, что несмотря на желание внедрить интегрированный подход к трансграничным перевозкам и логистике, институциональная координация между национальными транспортными и пограничными агентствами (такими как таможня, пограничная служба, санитарно-фитосанитарная служба) остается слабой в большинстве стран ЦА. Еще слабее является трансграничная координация между пограничными органами соседних стран. В результате среднее время и стоимость пересечения границ очень высокие, а средняя скорость движения по коридорам ЦАРЭС — низкая.

 

Необходимо отметить, что данная проблема не является уникальной только для Центрально-Азиатского региона. Так, в 2014 году международная компания Maersk, специализирующаяся на морских грузовых перевозках, провела исследование документов, необходимых для экспорта роз и авокадо из Кении в Нидерланды. В результате данной работы было установлено, что согласование такой доставки включает в себя 30 организаций, 200 интеракций со 100 специалистами и занимает 34 дня.

В целом глобальная торговая система, в основном управляемая бумажными документами, сталкивается с многочисленными требованиями, сложными потоками документации и информационной асимметрией. Подсчитано, что компании, занятые в международной торговле, тратят в среднем 30% времени на документы, $150 млрд ежегодно теряются из-за ручных методов при обработке данных.

Понимая важность данной проблемы, которая особенно остро встала во время пандемии COVID-19, во всем мире предпринимаются шаги для устранения барьеров путем внедрения безбумажного документооборота. Наиболее сложным вызовом в данном случае становится отсутствие единых стандартов электронных документов, что делает цифровой обмен информацией между странами обременительным.

В свою очередь, установление единых международных стандартов позволяет легко подключать системы безбумажной торговли друг к другу, тем самым разрушая цифровые барьеры между составными частями торговой экосистемы: экспортерами, грузоотправителями, портами, таможней, складированием, финансами и импортерами.

В данном случае успешным примером стала Инициатива по цифровым стандартам, запущенная в конце 2020 года Международной торговой палатой. Данная инициатива направлена на продвижение согласования различных стандартов, правил и положений в глобальной торговой системе. Центральное место в ней занимает поддержка технической совместимости систем, основанных на использовании технологии распределенного реестра, также известной как блокчейн, и систем, не использующих данную технологию.

Хотя изначально блокчейн ассоциировался исключительно с криптовалютами, в дальнейшем эта технология была выделена в обособленный инструмент, который может использоваться за рамками криптовалют. При этом широкому распространению технологии блокчейн препятствует неопределённость ее правового положения во многих странах мира. Вопреки отсутствию чёткого регулирования блокчейн продолжает развиваться, уже завоевав внимание всего мира, а среди прочего блокчейн-технологию пытаются использовать и при регулировании глобальной торговли.

Другим фундаментальной мерой по внедрению новых технологий в безбумажный документооборот и развитию глобальной цифровой торговли является глобальная поддержка инициативы юридического признания электронных документов и подписей.

Понимая важность данного вопроса, правительства многих стран и международные организации предпринимают меры по созданию общей юридической платформы, регламентирующей использование новых цифровых технологий.

Существенным подспорьем стало принятие в 2017 году типового закона об электронных передаваемых записях, разработанного комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Закон регламентирует использование таких записей как локально, внутри страны, так и между странами путем признания юридической силы электронных эквивалентов бумажных записей.

Документ основывается на принципах недискриминации использования электронных средств передачи и обработки данных, функциональной эквивалентности и технологической нейтральности. Поэтому данный закон допускает использование любых технологий и моделей, в частности реестров, систем знаков или распределенных блоков данных. По мнению экспертов, юридическое признание и переход к использованию электронных передаваемых записей должно привести к изменению парадигмы в международной торговле за счет либерализации доступа к надежным, высококачественным и достоверным данным.

Другим примером также служит Рамочное соглашение об упрощении процедур трансграничной безбумажной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (CPTA), разработанное Экономической и социальной комиссией Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана. Соглашение позволяет создать особую межправительственную среду для разработки правовых и технических решений с целью упрощения трансграничной безбумажной торговли между заинтересованными государствами-членами. Необходимо отметить, что данное рамочное соглашение, вступившее в силу 2021 году, руководствуется аналогичными принципами недискриминации и функциональной эквивалентности и создает базис для дальнейшего внедрения закона об электронных передаваемых записях.

Практическим кейсом по использованию новых технологий является платформа по взаимодействию Trade Trust, разработанная сингапурским инфокоммуникационным органом по развитию СМИ для обмена цифровой торговой документацией. Используя технологию распределенного реестра (блокчейн), платформа Trade Trust предоставляет участникам подтверждение происхождения и подлинности документов, что обеспечивает беспрепятственный и более эффективный поток товаров между торговыми партнерами, взаимодействующими между собой в единой цифровой сети.

Таким образом, внедрение цифровых технологий в тандеме с модернизацией правил и норм является существенным подспорьем в улучшении экономической связанности и развитии торговли в Центрально-Азиатском регионе. Цифровизация имеет множество преимуществ: от возможности отслеживать весь путь перемещения товаров до определения места нахождения товаров в режиме реального времени, более быстрой таможенной очистки, предотвращения мошенничества и снижения затрат на соблюдение требований.

В то же время сложность данного вопроса требует использования многогранного подхода для поддержки развития межрегиональной торговли, подразумевающего тесную кооперацию между государственными органами различных стран и международными институтами. Необходимо также проведение реформ в области регулирования, создание общей основы для использования данных для лучшей оценки финансовых рисков и не в последнюю очередь - надежная глобальная система цифровой идентификации.

Пулат Мирзаев, эксперт в области управления цепями поставок, логистики и трансформации закупок KPMG в Узбекистане

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить