Наука против идеологии: куда движется табачная отрасль?

16408

В Казахстане за последние несколько лет значительно ужесточилось регулирование табачной отрасли. В то же время в нескольких других странах эксперты и законодатели создают нормативные условия для перевода курильщиков с сигарет на никотинсодержащие продукты

Хуан Карлос Эскобар
ФОТО: архив пресс-службы
Хуан Карлос Эскобар

В непрекращающихся баталиях не услышанным остается еще один голос – мнение самих производителей табачной продукции. О том, достижимо ли будущее без табачного дыма, сколько стоит разработать инновационный табачный продукт с пониженным риском и почему инициатива по снижению вреда для взрослых курильщиков встречает сопротивление, в эксклюзивном интервью рассказал Хуан Карлос Эскобар, управляющий директор Philip Morris Kazakhstan.

Недавно Philip Morris International (PMI) сменила руководящий состав. Пост генерального директора PMI занял Яцек Ольчак. Остается ли PMI верна своему курсу на бездымное будущее? Как скоро, по вашим прогнозам, наступит мир без табачного дыма?

- Смена руководства позволила осуществить плавный переход и сохранить преемственность в управлении компанией. И приход нового генерального директора придает еще больший импульс нашим амбициям по построению бездымного будущего. При поддержке со стороны общества и регуляторов мы надеемся, что в некоторых странах всего за 10–15 лет нам удастся полностью покончить с курением сигарет. И мы надеемся, что Казахстан – не исключение.

Проще говоря, стратегия бездымного будущего имеет гораздо больший потенциал, чем строгие запреты, которые имели ограниченный эффект на протяжении десятилетий. В своем последнем отчете ВОЗ признает, что в мире насчитывается более миллиарда курильщиков. И эта цифра ненамного изменилась с 2007 года. В Казахстане продолжают курить почти 4 миллиона человек. И будет справедливым, если они будут иметь доступ и информацию о менее вредных альтернативах.

Многие страны уже успели оценить результаты применения подхода снижения вреда, в том числе и в борьбе с курением. Они по-разному регулируют сигареты и бездымные никотинсодержащие продукты, что позволяет совершеннолетним курильщикам делать самостоятельный выбор.

Здесь показателен пример Японии. С 2011 по 2019 год продажи сигарет в этой стране значительно сократились, и, помимо других факторов, немалую роль в этом сыграл выход на рынок систем нагревания табака. Это также подтверждается исследованием Американского онкологического сообщества.

Почему опыт Японии не адаптируют в Казахстане?

- На мой взгляд, дело в том, что в Казахстане до сих пор очень мало информации о категории бездымной продукции, что затрудняет понимание ее характеристик. Работа и усилия PMI сегодня сосредоточены на достижении цели – переходу к бездымному будущему с помощью концепции снижения вреда. Мы прошли долгий путь, с нуля создали исследовательские центры в Швейцарии и Сингапуре, инвестировали 8 миллиардов долларов в науку и привлекли ведущие научные кадры со всего мира для разработки инновационных продуктов. Поэтому я твердо верю в нашу линейку бездымных продуктов и могу ответственно заявить, что мы готовы продемонстрировать научные доказательства любым заинтересованным сторонам. Но я вижу нежелание обсуждать научную сторону этого вопроса.

Мы получили одинаковое регулирование для двух совершенно разных продуктов. Это как невыгодно для общественного здравоохранения, так и не в интересах курящих. Наша компания активно выступала против такого уравнивания через повестку бизнес-ассоциаций, членом которых мы являемся.

Я надеюсь, что рациональное мышление и наука возьмут верх. Сейчас мы продолжаем диалог о регулировании бездымной продукции со всеми участниками этого процесса и верим в эффективность такого диалога.

Этот диалог важен и необходим для развития страны. В мире, где электромобили приходят на смену автомобилям с загрязняющими двигателями сгорания, должно быть решение проблемы горючих сигарет. PMI предлагает такое решение в виде систем нагревания табака.

Мне кажется странным, что некоторые люди думают, что мы не должны участвовать в этом диалоге. Наша компания в Казахстане вносит значительный вклад в экономику, экспорт и развитие страны. Отказ принимать во внимание научные данные, мнения экспертного сообщества и передовой опыт других стран, приравнивание бездымной продукции к сигаретам не способствует развитию общественного здравоохранения и экономики страны.

Несмотря на последнее, я считаю, что Казахстан прилагает большие усилия для развития в направлении «слышащего государства», и голос бизнеса здесь столь же важен и легитимен в дискуссии о будущем отрасли.

Законодательные трансформации в регулировании табачных продуктов уже происходят в разных точках мира. В марте этого года страна с одним из самых жестких антитабачных законодательств – Уругвай – отменила запрет на ввоз и продажу нагреваемых табачных изделий. Правительство этой страны признало, что существуют табачные продукты с разным уровнем риска.

Еще один пример - Новая Зеландия. Страна поставила перед собой задачу к 2025 году стать территорией, полностью свободной от сигаретного дыма.

Мир меняется, и регулирование должно учитывать эти изменения, направленные на улучшение качества жизни людей, и курильщиков в нашем случае.

В ходе непрекращающихся дискуссий вокруг никотинсодержащей продукции в мире в целом и в Казахстане в частности ваши оппоненты открыто заявляют, что по уровню вреда он сравним с сигаретами. Ваша компания утверждает обратное. Не могли бы вы это прокомментировать?

- Важно, чтобы вся никотинсодержащая продукция соответствовала четким требованиям к качеству, в частности выделяемым веществам. Такие требования обычно устанавливаются техническими регламентами. Бездымные продукты принципиальным образом отличаются от сигарет – в них полностью исключен процесс горения. И эта альтернатива призвана помочь людям, которые иначе продолжали бы курить, снизить воздействие вредных веществ.

Среди десятков исследований отмечу клиническое исследование в Японии, которое продемонстрировало значительное снижение воздействия вредных химических веществ на организм курильщика, когда они переключились с сигарет на системы нагревания табака. Это, конечно, не означает, что продукт полностью безвреден. Он все же содержит никотин, который вызывает зависимость. США также поддерживает политику снижения вреда вместо запретов.

Мы так же признаем тот факт, что есть недобросовестные производители, чья продукция, конечно же, вызывает вопросы. Именно поэтому нужны четкие требования к продукции на законодательном уровне. В настоящее время ведется работа над принятием национального технического регламента на никотинсодержащую продукцию. Этот документ позволит установить требования к безопасности продукции. Аналогичный процесс принятия технического регламента ведется и на евразийском уровне. Однако его принятие займет дольше времени, поскольку потребует согласования 5 стран.

Важно отметить, что в проекте технического регламента на никотинсодержащую продукцию закладываются более жесткие требования, чем к сигаретам. Например, если к сигаретам в части выделяемых веществ предъявлено требование к трем веществам (смола, никотин и монооксид углерода), то к никотинсодержащей продукции предлагается применить требования к 9 веществам по списку ВОЗ. Аналогично, требования жестче и шире в отношении процессов производства никотинсодержащей продукции, ее ингредиентному составу, чистоте применимых материалов и пр.

В дискуссии о регулировании табачных изделий одним из аргументов является то, что они могут быть доступны для несовершеннолетних. 

- Мы полностью согласны с представителями здравоохранения в том, что любая никотинсодержащая продукция не должна быть доступна несовершеннолетним. Без исключений.

Наша компания строго придерживается принципа, согласно которому любая наша табачная или никотинсодеращая продукция должна быть доступна только взрослым курильщикам. Корпоративная философия PMI гласит: «Если вы не курите - не начинайте, если вы курите - бросайте, а если не бросаете – переходите на бездымную альтернативу». Такой принцип применяется во всех наших бизнес-процессах, поддерживая усилия нашей компании и правительства по защите лиц, не достигших 21 года, от курения или использования никотинсодержащей продукции.

Раньше работа в Philip Morris считалась престижной и весьма желаемой, поскольку компания всегда отличалась отличными условиями труда и хорошим соцпакетом. Как дела обстоят сейчас, учитывая падение спроса на сигареты, тренд на ЗОЖ и постоянно ужесточающееся регулирование отрасли?

- Действительно, в последние годы PMI закрыла ряд сигаретных фабрик по всему миру. Это связано с оптимизацией затрат и реструктуризацией бизнес-портфеля. Мы стремимся выполнить наше обещание о бездымном будущем, поэтому сосредоточены на никотинсодержащих продуктах, которые не образуют дыма. Несмотря на то что мы закрыли несколько фабрик по производству сигарет, мы инвестировали миллиарды в производство инновационных бездымных продуктов. Производство никотинсодержащих продуктов принципиально отличается от производства сигарет; оно требует не только крупных инвестиций и высокотехнологичных производственных решений, но и высокоспециализированного персонала с высококлассным инженерным образованием.

Скоро исполнится 30 лет с момента прихода нашей компании в Казахстан, где мы стали первым иностранным инвестором. За это время через нашу школу менеджмента прошли десятки успешных руководителей, которые сейчас занимают высокие позиции в бизнесе. Мы действительно гордимся тем, что подготовили блестящие казахстанские кадры, которые сейчас работают и являются признанными по всему миру.

Philip Morris всегда вносила свой вклад в экономическое процветание страны, создавая рабочие места, поддерживая десятки тысяч предпринимателей и семейных предприятий, и выплачивая налоги. Сейчас наша компания является 6-м крупнейшим налогоплательщиком Казахстана. В 2020 году, когда другие предприятия сократили свой вклад в виду сложной ситуации, мы заплатили более 112 миллиардов тенге налогов.

Наши программы социальной ответственности нацелены повышение качества жизни местных сообществ и подержку усилий государства в достижении Целей устойчивого развития ООН. Компания инвестировала около 9 миллионов долларов в благотворительные проекты. Приятно отметить, что в разные годы программы удостаивались самого высокого признания. Так, в 2018 году программа «Развитие сельских регионов» была удостоена международной премии CSR Excellence Award в номинации «Лучший социально-экономический проект года», обойдя в конкурентной борьбе около ста номинантов из других стран. В 2019 году мы стали призером республиканского конкурса социальной ответственности бизнеса «Парыз» в номинации «Вклад в экологию». А в ноябре 2020 года компания вошла в число победителей второго республиканского конкурса «Зеленый офис».

И сейчас мы создаем самые лучшие условия для сотрудников: независимая сертификация лучшего работодателя Top Employer, которую мы получили уже шестой год подряд, свидетельствует об этом. Кроме того, мы – единственная компания в Казахстане, получившая сертификацию международного некоммерческого фонда EQUAL-SALARY, которая подтверждает, что мы применяем одинаковые принципы в оплате труда в отношении мужчин и женщин, а также предоставляем одинаковые возможности для карьерного роста.

Но наша ключевая цель и обязательство - прекратить наш сигаретный бизнес в пользу бездымных продуктов. Мы быстро трансформируемся из табачной компании в научно-техническую. А это значит, что нам нужно много новых талантов. Например, в 2020 году, несмотря на тяжелое время пандемии, в связи с экспансией никотинсодержащей продукции мы создали новые рабочие места. В частности приняли на работу около 200 новых сотрудников в Казахстане, сохранив всем сотрудникам полную оплату труда и создав условия, в которых они могли работать удаленно. Сегодня продукты с пониженным риском уже превышают 30% в структуре дохода PMI, что свидетельствует об интересе взрослых курильщиков к бездымным никотинсодержащим продуктам. Я верю, что будущее без табачного дыма намного ближе, чем мы можем себе представить.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить