Наступил момент глобального лидерства Китая?

17526

ПЕКИН – В 2017, принимая президента США Дональда Трампа в пекинском Запретном городе, председатель КНР Си Цзиньпин указал на иероглиф «мир» в названиях всех трёх залов огромного комплекса, чтобы подчеркнуть конфуцианскую мудрость: «Мир ценится превыше всего»

ФОТО: Depositphotos.com/leisuretime13

Сейчас миру особенно нужно следовать этой мудрости, однако в самое неподходящее время две ведущие державы планеты оказались вовлечены в непримиримое противостояние. Антикитайские настроения пронизывают американское общество, а в Китае теперь принято говорить, что вы не патриот, если не ругаете Америку.

Напряжённость в китайско-американских отношения стала настолько сильной, что уменьшить её способна, судя по всему, лишь атака инопланетян на Землю. И в этом смысле мы, наверное, должны считать пандемию Covid-19 той самой атакой, которая нам нужна. Китаю и США не стоит сейчас увлекаться сваливанием вины друг на друга; это ничему не поможет. Им следует сотрудничать, чтобы создать вакцину или лекарство от коронавируса.

Кризис, спровоцированный Covid-19, открывает перед обеими странами возможный путь к примирению и отказу от взаимных обвинений. Пандемия предоставляет Китаю редкую возможность решить свои стратегические проблемы новой, растущей державы, и в первую очередь, завоевать доверие США и других ведущих держав. С помощью реальных дел (а не слов) Китай может восстановить свой международный имидж, опираясь на императивы морали, а не геополитические интересы.

Сегодня мир внезапно оказался охвачен сразу несколькими кризисами – здравоохранения, экономики, ликвидности. В результате многие страны ожидает перспектива экономического спада в масштабах, сравнимых с Великой депрессией 1930-х, а не с Великой рецессией 2009 года.

А один из главных уроков Великой депрессии заключается в том, что правительства богатых стран подняли волну глобального протекционизма с помощью таких мер, как американский закон «О тарифах» Смута-Хоули и британский закон «О ненормальном импорте», что привело к резкому спаду объёмов торговли и движения капитала. Более того, политика по принципу «каждая страна сама за себя» неизбежно оказывается истинным виновником любого глобального экономического кризиса.

Все крупные глобальные кризисы в течение последних 20 лет становились для Китая шансом укрепить свои дипломатические связи.

Президенты США Джордж Буш-младший и Барак Обама называли Китай главным соперником и конкурентом Америки. Но в обоих случаях Китай сумел развернуть ситуацию в свою пользу: он начал сотрудничать с США в рамках антитеррористических программ после терактов 11 сентября 2001, а после финансового кризиса 2008 года он помогал стимулировать глобальный спрос и успокаивать финансовые рынки.

Во время долгового кризиса в еврозоне Китай укреплял свои связи с Европой, покупая греческие, португальские и испанские облигации. Кроме того, он увеличил инвестиции в Европу и импорт из Европы.

Помогая руководить глобальной борьбой с кризисом Covid-19, Китай может сменить оборонительную позицию ответного реагирования в отношениях США на более открытую и проактивную. И к счастью, китайское руководство понимает, с какими трудностями и возможностями оно имеет дело.

Во-первых, у США ограничены мощности по производству инструментов для взятия мазков, а также аппаратов искусственного дыхания, медицинских масок и защитных костюмов, в которых нуждаются больницы страны. Соответственно, Китай должен предложить эти материалы и оборудование, а также поделиться своими данными и клиническим опытом, имеющими отношение к Covid-19. Кроме того, Китаю надо гарантировать дальнейшую деятельность производственных цепочек в сфере медицины и не поддаваться соблазну перекрыть экспорт в США важных товаров, в частности, фармацевтической продукции и витаминов, что предлагают сделать некоторые китайцы.

Во-вторых, Китай может стать опорой глобального спроса и источником поставок важнейших товаров, потому что сегодня китайский бизнес уже начинает возвращаться к жизни, а страна готовится выйти из карантина. Стабилизируя глобальные производственные цепочки и помогая сохранять непрерывный поток товаров везде, где это возможно, Китай сможет без громких слов опровергнуть рассуждения о «разрыве связей» с США, которые стали так популярны в последнее время.

Подобные усилия особенно важны сегодня, когда Covid-19 ставит под угрозу выполнение подписанного недавно китайско-американского соглашения «первой фазы». В рамках этого соглашения Китай обязался закупить в 2020 году американские услуги на сумму $12,8 млрд, однако значительную часть этой суммы должен был обеспечить туризм.

Кроме того, Китай не сможет удовлетворить спрос на некоторые товары, в то время как некоторые другие товары не будут произведены в США, что приведёт к их дефициту. Соответственно, пандемия даст обеим странам удобное оправдание для временного отказа от дальнейшего повышения пошлин и представит каждой из них определённую передышку.

В-третьих, Китай должен предоставлять финансовую помощь развивающимся странам, которые обычно оказываются брошены на произвол судьбы во время глобальных экономических спадов. У Международного валютного фонда нет достаточных ресурсов, чтобы стать их крупным кредитором и гарантом ликвидности, в то время как ведущие центральные банки мира открывают линии валютных свопов в основном лишь между собой. Именно поэтому Народный банк Китая предоставил пакеты финансовой помощи и взял на себя кредитные риски, помогая Португалии, Аргентине и Египту во время финансовых кризисов в этих странах.

Наконец, пока руководство Китая пытается воспользоваться шансом для оживления отношений с США, частные структуры обеих стран тоже начинают совместные проекты. Медицинские компании США и Китая совместно производят и поставляют комплекты для тестирования на Covid-19. А исследователи Гарвардского университета будут сотрудничать с китайскими учёными (в их числе знаменитый эпидемиолог Чжун Наньшань, который первым идентифицировал вирус SARS) в программе изучения коронавируса, рассчитанной на пять лет и имеющей бюджет в размере $115 млн, которые предоставляет одна из китайских компаний недвижимости.

Если Китай может чему-то научить мир, то его урок будет таким: в информационном обмене, связанном с Covid-19, крайне важна скорость, прозрачность, точность и научная надёжность. Пандемия – это не самое подходящее время для того, чтобы выпячивать превосходство системы и методов государственного правления какой-либо страны, а уж тем более для конкуренции за глобальное доминирование. Китай должен потихоньку завоёвывать доверие, помогая США и другим странам, причём не из стратегических интересов, а из моральных соображений.

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить