Нарастающая угроза глобальной рецессии

15077

Действительно ли мировая экономика несётся в идеальный шторм, и в этом году в Европе, Китае и США одновременно начнётся экономический спад? Риски такой тройной глобальной рецессии повышаются с каждым днём.

ФОТО: © Depositphotos.com/alphaspirit

Рецессия в Европа почти неизбежна, если продолжится эскалация войны в Украине, а Германия, которая яростно сопротивляется призывам отказаться от нефти и газа из России, наконец-то, уступит. Китаю становится всё труднее сохранять позитивные темпы роста на фоне драконовских карантинов из-за Covid-19, которые уже довели до резкой остановки Шанхай, а теперь грозят Пекину. Более того, возможно, китайская экономика уже находится в рецессии. А В США потребительские цены растут самыми высокими темпами за 40 лет, поэтому перспектива «мягкой посадки» для цен без сильного удара по экономическому росту выглядит всё более отдалённой.

Как в частных, так и государственных экономических прогнозах в последнее время подчёркивается нарастание региональных рисков, но они, возможно, недооценивают степень их взаимного приумножения. Например, расширение карантинов в Китае в краткосрочной перспективе создаст хаос в глобальных производственных цепочках, что приведёт к дальнейшему повышению инфляции в США и снижению спроса в Европе. В нормальной ситуации все эти проблемы можно было бы смягчить, благодаря снижению цен на сырьё. Но у ситуации в Украине не видно конца и края, поэтому, скорее всего, мировые цены на продовольствие и энергоносители будут оставаться высокими при любом сценарии.

Рецессия в США, особенно если она будет вызвана серией повышения процентных ставок ФРС, ограничит глобальный спрос на импорт и спровоцирует хаос на финансовых рынках. Глобальное влияние рецессий в Европе обычно выражается в основном в виде сокращения спроса, однако вызванное войной замедление экономики может радикально потрясти деловую уверенность и финансовые рынки во всём мире.

Насколько вероятно каждое из этих событий? Траектория роста экономики Китая уже давно замедлялась, и лишь сочетание удачи с компетентным (в целом) макроэкономическим управлением помогало предотвратить жёсткий спад. Однако сколь бы ни было тщательным макроэкономическое управление, ситуацию никак не спасти, когда китайское руководство принимает ошибочные решения по поводу Covid-19.

Большинство стран Азии уже отказались от стратегии нулевой терпимости к Covid, они переходят к режимам борьбы с Covid-19 как с эндемической угрозой, не считая её пандемией. Большинство, но не Китай. Там правительство тратит огромные суммы на конвертацию в карантинные центры пустующих офисных зданий.

Возможно, новые карантинные центры – это прекрасная идея, открывающая путь к перенаправлению раздутого китайского строительного сектора на деятельность, которая будет социально полезней, чем расширение списка новых проектов после долгих лет избыточного строительства (экономист Международного валютного фонда Юаньчэнь Ян и я предупреждали об этом ещё в 2020 году). Возможно, руководители Китая знают нечто, чего не знают их западные коллеги, о необходимости срочно готовиться к следующей пандемии; в этом случае создание карантинных центров может оказаться очень дальновидным. Но намного вероятней, что Китай воюет с ветряными мельницами, пытаясь остановить всё более заразный вирус; в этом случае карантинные центры станут просто пустой тратой огромных средств, а карантины окажутся бесполезными.

Риск рецессии в США, несомненно, резко возрос, и сейчас главной неясностью является время её начала и степень суровости. С каждым днём всё более сомнительным выглядит мнение оптимистов, будто инфляция значительно снизится сама по себе, и поэтому ФРС будет не нужно сильно повышать процентные ставки. Поскольку за время пандемии значительно увеличились сбережения, наиболее вероятным сценарием является сохранение высокого потребительского спроса и дальнейшее усугубление проблем с производственными цепочками.

Да, правительство США, судя по всему, сокращает масштабы стимулирования, но это лишь усилит опасения по поводу рецессии, даже если и поможет отчасти смягчить инфляцию. Если же программа стимулирования будет и дальше продолжаться в полную силу (а в год выборов, почему бы и нет?), ФРС будет ещё труднее выполнять свою работу.

Что касается Европы, то последствия экономического замедления в Китае и США поставят под угрозу рост её экономики даже и без всякой войны в Украине. Однако эта война сильно приумножает риски и уязвимости Европы. Темпы роста уже слабы. А если президент России Владимир Путин решит применить химическое или тактическое ядерное оружие, тогда Европе придётся решительно обрывать связи, что приведёт к неопределённым последствиям для её экономики и создаст риск дальнейшей эскалации, включая введение санкций против Китая. Одновременно европейские правительства окажутся под значительным давлением, нуждаясь в значительном увеличении расходов на национальную оборону.

Очевидно, что страны с новой рыночной экономикой и более бедные развивающиеся страны очень сильно пострадают в случае глобальной рецессии. Даже страны-экспортёры продовольствия и энергоносителей, которым пока что эта война приносит экономические выгоды в виде высоких цен, скорее всего, столкнутся с проблемами.

При определённой удаче к концу 2022 года риск синхронного глобального спада может ослабнуть. Но на сегодня шансы рецессии в Европе, США и Китае весьма высоки и продолжают расти, при этом обвал в одном регионе повышает шансы обвала в другом. Рекордно высокая инфляция никак не упрощает положение. Я не уверен, что политики и власти готовы справиться с задачей, которую им, возможно, скоро придётся решать.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить