Нанесли ли США ущерб кампании по вакцинации против COVID-19 в Африке?

12805

Недавнее решение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) ограничить использование вакцины Johnson & Johnson против COVID-19 у взрослого населения, которое не может или не получит другую вакцину, будет иметь серьезные последствия для африканских стран

ФОТО: pixabay.com

FDA заявило, что этот шаг вызван риском того, что вакцина может спровоцировать редкий синдром свертывания крови. Но это решение показывает, что даже после двух лет пандемии потребности людей в странах с низким и средним уровнем дохода, и особенно африканцев, ведущими мировыми органами здравоохранения рассматриваются в последнюю очередь.

Ограничение, введенное FDA, основано не на новых данных, а скорее отражает чрезмерную осторожность в стране с относительно высоким уровнем вакцинации против COVID-19 и широкодоступными альтернативными вакцинами. В США против COVID-19 вакцинировано более 65% населения, преимущественно вакцинами Pfizer и Moderna. Вакцину J&J получило только 8% населения. Таким образом, на Америку решение FDA не окажет существенного влияния.

В Африке, напротив, вакцина J&J получила широкомасштабное использование. Согласно анализу Института глобальных изменений Тони Блэра, до настоящего времени в африканских странах было введено 42 миллиона доз J&J. Тот факт, что для ее введения требуется всего одна инъекция, делает ее особенно удобной для решения логистических и производственных ограничений многих более бедных стран, и она является предпочтительной вакциной на большей части континента.

Более того, по данным из Южной Африки, где было введено более 8,5 миллиона доз вакцины J&J, в том числе в рамках исследования Сисонке, испытания вакцины с участием медицинских работников указывают на то, что крайняя осторожность FDA необоснованна. А в странах, где возможности вакцинации против COVID-19 более ограничены, растущие домыслы о вакцине J&J значительно осложнят проблему иммунизации населения.

Решение FDA рискует вызвать массовую утрату доверия к вакцине J&J, что приведет к резкому падению спроса и необратимому ограничению доступности безопасных, эффективных и широкодоступных средств защиты от COVID-19. Это будет иметь серьезные последствия для текущих усилий африканских стран по стимулированию спроса на вакцины и защите своего населения.

По оценкам Института глобальных изменений Тони Блэра, в африканские страны поставлено около 135 миллионов вакцин J&J, примерно 25% из которых составляют пожертвования от США. Пожертвования вакцин, безусловно, приветствуются, и правительства африканских стран привержены тому, чтобы преобразовать полученные дозы в вакцины. Но когда страна-донор сочтет эти вакцины слишком опасными для собственного населения, африканцы решительно от них откажутся.

Ударные волны от решения FDA также коснутся внутреннего производства вакцин в Африке. Ведущая южноафриканская фармацевтическая компания Aspen Pharmacare является первым африканским производителем, который упаковывает, продает и распределяет вакцину J&J против COVID-19 под собственной торговой маркой. США поддержали сделку, и J&J согласилась потенциально ее расширить, чтобы охватить более продвинутые версии вакцины, такие как прививки от конкретных вариантов.

Решение FDA подорвет многие из конкретных шагов, предпринятых США и африканскими странами по укреплению здравоохранения и безопасности вакцин на континенте. Это также повлияет на текущие переговоры между Африканскими центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Aspen Pharmacare и Центром глобального доступа к вакцине против COVID-19 (COVAX) относительно возможной сделки по закупке и распространению южноафриканской вакцины J&J.

Особую тревогу вызывает то, что FDA сделало свое заявление, не рассмотрев последствий для других юрисдикций и не направив им заблаговременно уведомление с тем, чтобы они могли принять соответствующие меры. Несмотря на то, что Управление по регулированию товаров медицинского назначения Южной Африки выпустило заявление, в котором оно заверило общественность в безопасности и эффективности вакцины, решение, имеющее региональные последствия, требует регионального подхода. Если бы CDC в Африке знал заранее о решении FDA, он мог бы решить ожидаемые проблемы на всем континенте.

Если говорить о перспективах, недавно созданное Африканское агентство по лекарственным средствам (АМА) могло бы предпринять такие действия на региональном уровне. Хорошо функционирующее АМА, сотрудничающее с африканским CDC, улучшит возможности континента по быстрому принятию основанных на фактических данных мер на решения регулирующих органов в других странах.

Наконец, этот эпизод является симптомом более широкой проблемы на Глобальном Севере, где лидеры и директивные органы на постоянной основе игнорируют точки зрения других и не признают, что их действия имеют далеко идущие последствия за пределами их собственных границ. Африканцы являются гражданами мира и получают информацию из тех же источников средств массовой информации, что и европейцы, и североамериканцы. Таким образом, они находятся под влиянием сообщений, которые могут не иметь отношения к их контексту. Например, в 2021 году приостановка вакцины против COVID-19 Oxford-AstraZeneca в некоторых странах Европейского союза ударила по спросу в Африке и, вероятно, стоила тысяч жизней.

Опыт строгих регулирующих органов, таких как FDA, Агентство по регулированию лекарственных средств и изделий медицинского назначения Великобритании и Европейское агентство по лекарственным средствам, признан и уважаем во всем мире. Поэтому эти институты должны учитывать более широкие и непреднамеренные последствия своих решений, особенно в условиях глобальной пандемии.

Недавнее ужесточение FDA ограничений на вакцину от COVID-19 J&J – это не первый случай, когда заявление США или другого органа власти на Глобальном Севере, связанное со здравоохранением, имело далеко идущие последствия для Африки, и оно не будет последним. Для эффективного управления COVID-19 и будущими пандемиями директивные органы должны сотрудничать сейчас, чтобы снизить частоту принятия таких решений и смягчить их последствия.

Эбере Окереке, старший технический советник Института глобальных изменений Тони Блэра, почетный старший советник по общественному здравоохранению Африканских центров по контролю и профилактике заболеваний и ассоциированный научный сотрудник Chatham House

© Project Syndicate 1995–2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить