На фоне COVID-19 бедные страны станут ещё беднее

11744

ЛОНДОН – Лидерам «Большой двадцатки» необходимо срочно собраться для согласования расширенных и более скоординированных глобальных мер борьбы с кризисом COVID-19. Хотя во многих странах режим карантина сейчас смягчается, общемировое количество новых случаев заражения COVID-19 за сутки недавно достигло наивысшей (пока что) отметки, при этом продолжает нарастать разрушительное влияние пандемии на экономику, а в развивающемся мире возникают новые эпицентры пандемии

ФОТО: Depositphotos.com/dimaberkut

Мы переживаем критический момент, потому что беднейшие страны в Африке, Азии и Латинской Америке столкнулись с чрезвычайной ситуацией в экономике и здравоохранении, которая требует немедленных действий. В помощи нуждается также разнородная группа стран со средним уровнем доходов. Совокупно эти страны представляют почти 70% мирового населения; на их долю приходится примерно треть мирового ВВП.

В предстоящие месяцы и годы нужды этих стран будут становиться лишь острее. Как ожидает Международная организация труда, во втором квартале 2020 глобальное количество отработанных часов окажется на 10,5% ниже докризисных уровней, что эквивалентно потере более 300 миллионов рабочих мест с полной занятостью. Впервые в этом столетии начал расти уровень глобальной бедности.

Более того, глобальная рецессия может развернуть вспять продолжавшийся три десятилетия процесс повышения уровня жизни и, согласно оценкам, столкнуть в нищету 420-580 млн человек во всём мире. Всемирная продовольственная программа предупреждает, что Covid-19, вероятно, удвоит количество людей, страдающих от острого голода; эта цифра достигнет 265 млн человек.

Кроме того, пандемия привела к возникновению величайшей в новейшей истории чрезвычайной ситуации в сфере образования: 1,7 млрд детей, то есть более 90% их общемировой численности, перестали ходить в школу из-за карантина. В бедных странах многие, возможно, вообще не вернутся туда. Миллионы детей, которые перестали получать школьное питание, начали голодать, а правительства, ограниченные в средствах, стали сокращать помощь, выделяемую на образование.

Глобальная экономическая и социальная чрезвычайная ситуация будет продолжаться до тех пор, пока мы не преодолеем глобальную чрезвычайную ситуацию в здравоохранении. А для этого она должна быть преодолена во всех странах мира.

Мы приветствуем обещания финансирования на общую сумму $8 млрд, которые были сделаны на специальном виртуальном саммите 4 мая, для разработки вакцин, методов диагностирования и лекарств от Covid-19. Мы призываем правительства и других финансовых доноров немедленно предоставить это финансирование. Впрочем, сделать нужно намного больше.

Глобальная координация особенно важна при разработке, массовом производстве и равноправном распределении любой вакцины, которая со временем появится. Такая вакцина должна быть универсально и свободно доступна, поэтому мы призывали все страны «Большой двадцатки» содействовать пополнению ресурсов Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (Gavi) на онлайн-конференции по сбору средств 4 июня.

Среди других мер, обязательно нужно наращивать мощности по тестированию на Covid-19 и применять их в намного больших масштабах. Более тесное международное сотрудничество необходимо для увеличения ограниченных глобальных поставок жизненно важного медицинского оборудования и материалов. Развивающимся странам также надо оказывать помощь в укреплении их систем здравоохранения и социальной защиты. Наконец, страны «Большой двадцатки» должны откликнуться на призыв ООН защитить беженцев, вынужденных переселенцев и других лиц, которые зависят от гуманитарной помощи.

Из-за беспрецедентного ухудшения экономической и бюджетной ситуации во многих развивающихся странах уже более 100 государств обратились за помощью в Международный валютный фонд. И, вероятно, их число будет расти. Но хотя МВФ заявил, что этим странам необходимо $2,5 трлн на преодоление кризиса, пока что предоставлена лишь незначительная часть этой суммы.

Мы приветствуем добрые намерения, лежащие в основе плана действий «Большой двадцатки» по борьбе с Covid-19, но мировые лидеры должны сделать больше.

Во-первых, облегчение долгового бремени 76 стран из Международной ассоциации развития (IDA) надо сделать радикально более масштабным, распространив его на обслуживание долга перед двусторонними и частными кредиторами до конца 2021. Кроме того, многосторонние кредиторы обязаны продемонстрировать, что они предоставляют новое чистое кредитование; в противном случае им следует также смягчать долговое бремя. А поскольку у частных кредиторов истекает время для добровольного предоставления льгот по возврату долгов, необходимо рассмотреть вероятность применения нового, обязывающего подхода.

В предстоящие месяцы дюжина развивающихся стран (или даже больше) вполне могут столкнуться с проблемами в обслуживании долга. МВФ следует начать подготовку к диалогу между заинтересованными сторонами.

Во-вторых, «Большая двадцатка» должна договориться о том, что необходимая поддержка в размере $2,5 трлн будет предоставлена. Для этого нужно, чтобы МВФ, Всемирный банк и региональные банки развития повысили потолок кредитования и грантов; в течение следующих 18 месяцев многосторонним банкам развития следует увеличить портфель выданных кредитов с $500 млрд до $650-700 млрд. Эти институты смогут действовать адекватно, если получат больше ресурсов и допустят более амбициозное применение своих капиталов.

Всё это делает абсолютным императивом новую эмиссию специальных прав заимствования (сокращённо СДР, это глобальный резервный актив МВФ) и передачу уже существующих, но неиспользованных СДР, а также вновь распределённых СДР тем странам, которым отчаянно нуждаются в поддержке. Новый выпуск СДР позволит предоставить $600 млрд мгновенно и более $1 трлн к 2022. «Большая двадцатка» должна организовать политическую поддержку этой меры и провести необходимую техническую работу, с тем чтобы можно было реализовать достигнутое соглашение сразу после его заключения.

На первом этапе кризиса Covid-19 акцент делался на обеспечении ликвидности, защите занятости и чрезвычайных инвестициях в здравоохранение. Сегодня, когда власти стараются вернуть мировую экономику к докризисному уровню темпов роста, критически важным становится расширение бюджетной и монетарной координации.

Именно поэтому правительства должны рассмотреть возможность установления целевых показателей глобального экономического роста наряду с национальными целевыми показателями темпов инфляции. Зелёные инвестиции должны стать частью программ стимулирования; правительствам следует отдавать предпочтение тем инфраструктурным проектам, которые содействуют устойчивому развитию, тем самым помогая бороться с изменением климата.

Для того чтобы национальные правительства смогли получать жизненно необходимые доходы, мировые лидеры должны договориться о скоординированной стратегии по возвращению денег, которые теряются в налоговых офшорах. Страны должны автоматически обмениваться налоговой информацией; снять завесу секретности, окружающую бенефициарных собственников и трасты; наказывать страны, отказывающиеся соблюдать согласованные правила.

Covid-19 – это пробуждающий звонок для мира, который должен построить новую и более эффективную систему многосторонних отношений, подготовленную к решению проблем XXI века. Необходимо укреплять глобальную архитектуру здравоохранения и финансов, а также частично менять её для повышения нашей готовности и потенциала, позволяющих быстро и масштабно бороться с будущими кризисами. Дальнейшие действия «Большой двадцатки» по предотвращению углубления нынешней рецессии, вызванной пандемией, а также по смягчению её влияния на беднейшее население мира будут способствовать достижению этой цели. Мы призываем лидеров «Большой двадцатки» поддержать меры, которые необходимо предпринять безотлагательно.

Эрик Берглоф – бывший главный экономист Европейского банка реконструкции и развития, сейчас директор Института международных отношений в Лондонской школе экономики и политических наук

Гордон Браун – бывший премьер-министр Великобритании, сейчас специальный посланник ООН по вопросам глобального образования и председатель Международной комиссии по финансированию возможностей образования в мире

Хелен Кларк – бывший премьер-министр Новой Зеландии, бывший администратор Программы развития ООН

Нгози Оконджо-Ивеала – бывший министр финансов Нигерии, сейчас председатель совета директоров Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (Gavi), почётный сотрудник Инициативы «Экономический рост в Африке» в Институте Брукингса

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить