На что повлияют новые законы для бигтех

12406

В ближайшие месяцы в Европе вступят в силу новые законы – первые в своем роде в мире – которые заставят бигтех-компании отчитываться перед обществом, в котором они работают и ведут бизнес

ФОТО: CQF-Avocat / pexels.com

На этом этапе мы все слышали об опасностях, которые представляют большие онлайн-платформы для нашей жизни, для наших демократийпсихического здоровья наших детей и экономической конкуренции. На настоящий момент Европейский союз готовится к этому событию.

С каждой из этих угроз действуют одни и те же основные процессы. Алгоритмы сужают дискуссии до небольших групп определяемых данными «друзей», в то время как гейткиперы сужают онлайн-рынки, чтобы извлечь для себя выгоду. С таким сужением возникает риск того, что мы потеряем след более масштабного мира и более широкого рынка вокруг нас.

На протяжении десятилетий технологические платформы в целом оставались свободными для того, чтобы делать то, что им хотелось, и существовало очень мало законов, ограничивающих их, поскольку они захватывали все больший контроль над мировыми информационными каналами. Но это начало меняться несколько лет назад, когда ЕС возглавил глобальные усилия по восстановлению некоторого баланса в цифровой экономике, обеспечив людям справедливость и базовую защиту.

Прежде всего речь идет о конфиденциальности. Когда крупные платформы увеличили свои доходы до рекордно высоких показателей за счет сбора пользовательских данных, стало понятно, что наша концепция конфиденциальности нуждается в модернизации. Таким образом, конфиденциальность стала неотъемлемым правом каждого в Европе. Как граждане, мы – и только мы – сейчас устанавливаем границы того, чем мы делимся или не делимся о себе.

Такое понимание конфиденциальности как одного из основных прав было закреплено в Общем регламенте ЕС по защите данных (GDPR) от 2016 года. С GDPR Европа взяла курс на то, чтобы демократия догнала технологии. Сегодня нет пути назад к тому, что было до принятия закона. Историческое законодательство ЕС с тех пор вдохновило аналогичные структуры в других юрисдикциях по всему миру.

Вслед за этой первоначальной инициативой по защите персональных данных разразился скандал с Cambridge Analytica, когда мы узнали, что Facebook поделился 87 миллионами пользовательских профилей с исследователем, который затем предоставил эти данные политическому консультанту, работавшему на президентскую кампанию Дональда Трампа в 2016 году. Внезапно мы все начали задаваться вопросом, насколько безопасна наша цифровая жизнь и до какой степени мы подвергаемся слежке, влиянию и манипулированию в интернете.

Кирпичик за кирпичиком начала разрушаться стена псевдонейтралитета, за которой скрывались платформы, часто утверждавшие, что они являются всего лишь «каналами» для передачи информации. Все более очевидным становилось то, что крупные технологические компании должны взять на себя ответственность за контент, который они и их алгоритмы распространяют среди политиков. В ответ мы четко и ясно установили эту ответственность в Законе о цифровых услугах (DSA), который был впервые представлен в декабре 2020 года.

DSA является центральным элементом законодательства ЕС, который в скором времени будет регулировать обработку контента на основных цифровых платформах. Это требует от платформ удаления всего незаконного контента, а также обеспечения того, чтобы свобода выражения мнений их пользователей оставалась нетронутой. В нем также рассматривается, каким образом платформы используют алгоритмы для определения того, что мы делаем и чего не видим. В настоящее время мы занимаемся определением того, на какие крупные платформы и поисковые системы будут распространяться эти положения DSA, до их вступления в силу этой осенью.

Последним важным вопросом, который будет решен в новом цифровом законодательстве ЕС является отсутствие здоровой конкуренции в технологическом секторе. За последние несколько лет регулирующие органы возбудили важные дела против крупных онлайн-платформ, некоторые из которых повысили осведомленность общественности о чрезмерном рыночном влиянии платформ. Но по мере усложнения цифровых рынков нам понадобились новые системные инструменты в дополнение к обычным антимонопольным инструментам.

Для решения этой задачи был разработан Закон о цифровых рынках (DMA). В нем содержится перечень «dos and don’ts», направленных на то, чтобы предотвратить злоупотребление так называемыми гейткипер-платформами своим положением на цифровых рынках и дать возможность новым участникам конкурировать с действующими лицами по их достоинствам. Точно так же, как DSA официально сформулирует обязанности платформ по отношению к своим пользователям, DMA будет устанавливать их ответственность по отношению к другим - зачастую более мелким – участникам рынка. Результатом станет более динамичный, более инновационный и справедливый рынок технологий.

Мы приняли этот закон в рекордные сроки. На протяжении всего этого процесса мы добивались того, чтобы в нашей работе мы руководствовались ценностями, а не лежащими в их основе технологиями. Это имеет значение, поскольку технологии постоянно меняются, а ценности – нет.

Мы гордимся тем, что Европа стала мировой колыбелью технического регулирования. Отрадно видеть, что аналогичные законы разрабатываются в странах, которые разделяют наши демократические и гуманистические ценности, и мы по-прежнему готовы координировать наши собственные усилия в области регулирования и нормотворчества с другими. Совет по торговле и технологиям ЕС-США, созданный в 2021 году, стал одним из первых примеров того, как мы можем углубить международное сотрудничество для обеспечения того, чтобы технологии работали для всех. В настоящее время мы установили аналогичные партнерские отношения с Индией, Японией, Сингапуром и Южной Кореей.

Для процветания демократии необходимы открытые пространства, где люди могут общаться, спорить, противоречить друг другу и находить общие решения. Раньше у нас были площади, выборные палаты, университеты и кафе. Когда интернет впервые появился, он обещал расширить эти форумы по всему миру. Но подъем больших платформ встал на пути, раздробив наше общение на созвездие непрозрачных, отгороженных стенами пространств, создавая тем самым угрозу нашей демократии.

Теперь дело граждан всех стран состоит в том, чтобы снести эти стены.

Маргрет Вестагер, исполнительный вице-президент Европейской комиссии

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить