Мутация вакцинного апартеида

10268

ЙОХАННЕСБУРГ – Реакция правительств стран Глобального Севера на появление в ЮАР штамма «Омикрон» Covid-19 стала очередным доказательством (как будто их уже было мало) глубоко несправедливого характера борьбы с пандемией коронавируса

ФОТО: pixabay.com

Меры, предпринятые против африканских стран, были быстрыми и жёсткими, как будто запрет на въезд людей из этого региона каким-то образом мог уберечь остальной мир.

Этого не произошло, и точно так же закрытие границ не сработает, когда появится новый, пугающий штамм. Глобальная несправедливость, как выясняется, очень плохо сказывается на здоровье мирового населения.

Уже более половины мирового населения сегодня вакцинировано от Covid-19, но лишь 8% людей, живущих в странах с низкими доходами, получили свою дозу вакцины, в то время как в странах с доходами ниже среднего уровня этот показатель равен 48%, и он намного выше в странах с высокими доходами. По состоянию на ноябрь в США было использовано в два с лишним раза больше доз, чем во всей Африке.

На фоне этих цифр неудивительно, что вызывающие тревогу штаммы коронавируса продолжают появляться и быстро распространяться в странах с низким уровнем вакцинации. Это неравенство не является случайным. Это прямое следствие националистической политики и накапливания доз вакцин богатыми странами.

Ещё до появления первых вакцин многие эксперты, в том числе генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебреиесус, предупреждали о последствиях вакцинного национализма. Тем не менее, богатые страны монополизировали поставки вакцин, в некоторых случаях закупив столько доз, что они могли бы вакцинировать своё население девять раз.

Нынешнем летом казалось, что ситуация меняется. В июне страны «Большой семёрки» пообещали передать в дар излишки доз странам с низкими доходами и доходами ниже среднего уровня – либо напрямую, либо через такие механизмы, как, например, «Глобальный доступ к вакцинам от Covid-19» (COVAX). По мере вакцинации всё большего количества людей в богатых странах, появилась надежда, что политика вакцинного национализма и накапливания доз прекратится, а вакцины начнут, наконец-то, поступать в те страны, которые в них отчаянно нуждаются.

Однако в последние месяцы стало очевидно, что вакцинный национализм никуда не исчез – он мутировал.

Богатые страны, например, США, стали требовать проведения вакцинации дополнительными дозами некоторых вакцин, причём даже до того, как появились доказательства полезности бустерных прививок. Более того, незадолго до обращения ВОЗ с призывом ввести мораторий на бустерные дозы до тех пор, пока вакцины не попадут к тем, кто в них больше всего нуждается, Америка подписала соглашение о закупке 200 млн доз вакцины Pfizer-BioNTech для их использования в качестве третьей дозы. В тот момент прививка третьей дозой ещё даже не была одобрена Управлением по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA).

Впрочем, бустерные прививки в развитых странах – это не единственная причина, почему странам с низкими и средними доходами не хватает доз. Ряд стран, в том числе Канада, Испания и Германия, ещё несколько месяцев назад пообещали передать в дар миллионы доз вакцин от Covid-19 напрямую странам с низкими и средними доходами или же через COVAX. Но, согласно последним данным, многие правительства не выполнили эти обещания. Например, Великобритания пообещала передать в дар более 70 млн доз, но выполнила это обещание менее чем 7%.

Фармацевтические компании и правительства богатых стран сразу стали сваливать вину за низкий уровень вакцинации в бедных странах на нежелание их граждан вакцинироваться и слабую развитость их систем здравоохранения. На посвящённой Covid-19 пресс-конференции, которую организовала Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA), гендиректор Pfizer Альберт Бурла заявил, что в странах Африки южнее Сахары процент сомневающихся в пользе вакцинации «намного выше, чем в Европе, США или Японии». И это несмотря на тот факт, что в Африке уровень сомнений в пользе вакцинации ниже, чем во многих богатых странах.

Попытка Бурлы переложить на других вину за низкий уровень вакцинации объясняется стремлением компании Pfizer заработать прибыль. С самого начала эта компания сделала своим приоритетом прибыльные сделки с богатыми странами, а не передачу технологий выпуска вакцин африканским производителям.

AstraZeneca, одна из тех немногих фармацевтических компаний, которые договорились о справедливом доступе к своей вакцине (с помощью лицензионного соглашения с Индийским институтом сыворотки), недавно объявила, что собирается повысить цену на дозы, чтобы заработать прибыль. Такое решение объясняется опасными и ошибочными представлениями будто пандемия Covid-19 завершилась.

Кроме того, богатые страны продвигают идею, будто африканские правительства не обладают необходимой инфраструктурой и мощностями, чтобы делать прививки полученными дозами. Однако подобная критика игнорирует условия поступления этих доз. Переданные в дар вакцины зачастую поступают без какого-либо предварительного предупреждения, а у многих доз при этом близится конец срока годности. Не имея информации о типе, количестве и сроках годности поступающих вакцин органы здравоохранения не могут как следует подготовиться к их своевременному использованию. Стоит отметить, что, несмотря на все эти проблемы, африканские страны смогли использовать 62% полученных доз.

Перекладывание вины на других скрывает реальность: низкий уровень вакцинации в Африке стал прямым результатом накапливания вакцин богатыми странами и проводимой ими националистической политики. Попытки исправить эту несправедливость блокируются теми же самыми правительствами, которые владеют излишками вакцин. Например, критически важным инструментом повышения их доступности является временная отмена защиты прав интеллектуальной собственности на вакцины от Covid-19. Больше года назад ЮАР и Индия подали заявку во Всемирную торговую организацию с просьбой о такой отмене, но рассмотрение этой заявки неоднократно блокировалось такими странами, как Франция, Германия, Испания и Канада.

Очевидно, что неравенство в доступе к вакцинам – это не случайность судьбы, а результат продуманных усилий богатых стран, которые стремятся сохранить вакцины для себя, а также фармацевтических компаний, которые стараются увеличить свои прибыли. Настало время, чтобы правительства богатых стран и обслуживаемые ими фармацевтические компании поделились, наконец, дозами вакцин справедливым образом. Пока у каждого не будет доступа к вакцине от Covid-19, никто не будет находиться в безопасности.

Сафура Абдул Карим, специалист по медицинскому законодательству в Университете Квазулу-Натал, член Африканского альянса обеспечения вакцинами (AVDA) при Африканских центрах по контролю и профилактике заболеваний, член «Партнёрства за производство вакцин в Африке» (PAVM).

© Project Syndicate 1995-2022

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить