Может ли Китай спасти своё экономическое чудо?

14165

После недавнего решения Китая отказаться от строгой политики нулевого Covid многие решили, что теперь экономика этой страны совершит отскок вверх

ФОТО: Wolfram K/ pexels.com

Например, аналитическое агентство Economist Intelligence Unit пересмотрело прогноз роста китайского ВВП на 2023 год, повысив его до 5,2%. Однако восстановление экономического роста не происходит автоматически, а Китай должен справиться с целым рядом проблем, включая снижение уверенности компаний и домохозяйств относительно своих будущих доходов в краткосрочной перспективе, недостаточные темпы роста производительности в среднесрочной перспективе и неблагоприятные демографические изменения в долгосрочной перспективе.

В краткосрочной перспективе восстановление уверенности может оказаться важнее, чем увеличение кредитования. После продолжительного периода постоянных карантинов многие небольшие предприниматели и работники традиционного сектора услуг, опасавшиеся потерять свои рабочие места и доходы, не горят желанием делать покупки. А многие компании опасаются инвестировать после недавнего сбоя в доходах, а также ужесточения требований регуляторов в таких секторах, как образование, технологии, и в ряде других. Недавний опрос отечественных и иностранных фирм в Китае, проведённый Китайско-европейской школой международного бизнеса в Шанхае, выяснил, что деловая уверенность в стране упала до нового рекордно низкого уровня.

Пессимизм может оказаться самосбывающимся. Если достаточно большое количество предприятий и домохозяйств теряют уверенность и сокращают расходы, снижается спрос на продукцию и услуги остальных фирм. Снижение доходов этих компаний со временем начинает негативно отражаться на их поставщиках и подрядчиках. Чтобы разорвать этот порочный круг пессимизма, китайские власти обязаны восстановить уверенность в краткосрочной перспективе. Выбор мер у них невелик. Очень полезным для уверенности стало бы повышение предсказуемости будущей политики, однако предсказуемости политики нельзя достичь простыми заявлениями правительства. Совокупный спрос можно было бы повысить увеличением кредитования, но тут возникает нежелательный эффект роста инфляции. Тем временем дорогостоящее тестирование на Covid-19 и тотальные карантины ограничили бюджетный потенциал Китая.

Одно из решений, о которых стоит подумать: временное снижение налога с продаж и налога на прибыль. Временно снизив эти налоги, Китай смог бы сократить долговое бремя и стимулировать потребление домохозяйств. А снижение налога на прибыль на определённый срок помогло бы стимулировать увеличение инвестиций частного сектора лучше, чем аналогичное снижение налога на постоянной основе.

Чтобы повысить темпы роста производительности в среднесрочной перспективе, китайской экономике нужно не просто больше патентов и программного обеспечения. Ей нужно улучшить распределение ресурсов между людьми, компаниями и отраслями. Например, реформировав систему регистрации по месту жительства («хукоу»), Китай смог бы использовать то же самое количество человеческих ресурсов более эффективно, одновременно повысив социальное равенство. Другой шаг, способный помочь увеличению производительности: выравнивание игрового поля между государственными и частными компаниями, пытающимися получить банковские кредиты и государственные лицензии.

Чтобы повысить среднесрочные темпы роста, Китай обязан вспомнить уроки собственной истории и сосредоточиться на устранении барьеров, препятствующих предпринимательству и выходу на рынок новых игроков. Темпы роста экономики формируются благодаря комбинации роста среднего размера существующих компаний (интенсивный рост) и роста количества компаний (экстенсивный рост). Как следует из исследования китайского промышленного сектора, проведённого мною совместно с Сяобо Чжаном, в течение нескольких последних десятилетий на долю экстенсивного роста приходилось примерно 70% общего увеличения ВВП.

В долгосрочной перспективе самой большой экономической проблемой, стоящей перед Китаем, является сокращение рабочей силы. У Китая, в отличие от его экономических конкурентов, таких как Вьетнам и Индия, население трудоспособного возраста сокращается уже почти десять лет. Даже если темпы роста производительности будут оставаться постоянными, этот демографический сдвиг приведёт к постоянно снижающимся темпам роста ВВП. Некоторые меры, например, импорт иностранной рабочей силы в большом количестве, могли бы сработать, но они, скорее всего, приведут к социальным или политическим сложностям. Меры другого характера, к примеру, попытки повысить уровень рождаемости, возраст выхода на пенсию или уровень экономической активности женщин, не выглядят очень многообещающими.

Более реалистичной целью является улучшение качества рабочей силы. Например, Китай мог бы повысить средний уровень образования работников, подняв коэффициенты удержания учащихся и завершения обучения в колледжах и профессионально-технических училищах в сельских районах. Вездесущие смартфоны и планшеты открывают новый потенциальный путь улучшения профессиональных навыков работников. Однако после периода ужесточения регулирования сектора услуг обучения онлайн может потребоваться более мягкий административный климат для стимулирования предпринимательства в этой сфере.

Наконец, Китаю не стоит слишком одержимо относиться к высоким темпам роста ВВП. Вместо этого ему нужно сосредоточиться на увеличении подушевых доходов и улучшении качества жизни. Это намного важнее для китайского народа, чем темпы роста ВВП, и не так сильно зависит от размеров населения.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить