Могут ли США и Китай достичь соглашения?

7145

Празднования 70-летия со дня основания Китайской Народной Республики завершились, и поэтому пора вновь сосредоточить внимание на китайско-американской торговой войне. Не исключено, что этот конфликт уже переходит в эндшпиль. Более того, новый раунд переговоров может стать последним реальным шансом, чтобы найти выход из той трудной ситуации с торговлей, технологиями и экономикой в целом, в которую оказались втянуты эти две страны

ФОТО: shutterstock.com

Если он не будет использован, миру придётся начать подготовку к самой сильной экономической встряске со времён мирового финансового кризиса 2008 года. Существует реальная угроза, что Америка скатится в рецессию, а в мировой экономике произойдёт разрыв налаженных широких связей, что очень надолго отравит китайско-американские отношения. Кроме того, расширяется окно возможностей для националистически настроенных избирателей в обеих странах, которые заявляют, что конфликт неизбежен.

К данному моменту эта торговая война прошла уже четыре фазы. Первая фаза началась в марте прошлого года, когда президент США Дональд Трамп объявил о первой порции пошлин на импортируемые китайские товары. Вторая фаза началась одновременно с «аргентинской перезагрузкой» на саммите «Большой двадцатки» в Буэнос-Айресе в декабре прошлого года, когда Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин объявили, что в течение 90 дней завершат работу над соглашением. Перемирие было нарушено в мае нынешнего года, когда обе стороны начали обвинять друг друга в том, что в последнюю минуту они захотели внести в проект соглашения серьёзные изменения.

Третью фазу, наверное, лучше охарактеризовать как «лето наших тревог»: США ввели очередную порцию импортных пошлин, а Китай принимал ответные меры, одновременно отреагировав на американский «список хозяйствующих субъектов». В ответ на включение в этот чёрный список компании Huawei и ещё пяти китайских технологических фирм Китай создал собственный список, поэтически названный «перечень ненадёжных хозяйствующих субъектов» и грозящий запретом для американских компаний.

Есть ли какие-то основания ожидать, что на фоне всех этих событий новый раунд переговоров завершится успешно?

Начать ответ следует с того, что американская и китайская экономика столкнулись с трудностями. В США последние, низкие цифры занятости в промышленности и частном сектор усиливают пессимизм по поводу перспектив экономики. Если ситуация продолжит ухудшаться, под угрозой окажется попытка Трампа переизбраться в ноябре 2020 году. Позиции Си Цзиньпина также могут ослабнуть из-за любого существенного замедления темпов роста экономики накануне празднования столетнего юбилея Коммунистической партии Китая в 2021 году – мероприятия, которое должно стать прелюдией к его уже и так вызывающим вопросы претензиям на третий срок, начинающийся в 2022 году.

Обе стороны публично заявляют, что торговая война наносит больше ущерба противнику. Но, конечно, она вредит обеим странами, дестабилизируя рынки, снижая деловую уверенность и темпы роста экономики. Обе стороны заявляют также, что у них есть необходимая экономическая устойчивость, чтобы успешно выстоять в расширяющемся конфликте. Но здесь не очень ясно, у кого сильнее аргументы. Америка явно меньше зависит от внешней торговли, чем Китай. Однако в распоряжении Китая, хотя он и ослаблен ошибочными внутриполитическими решениями, принятыми перед началом торговой войны, остаются более сильные бюджетные, монетарные и кредитные инструменты.

В любом случае обе стороны понимают, что они держат экономические пистолеты друг друга у виска. И поэтому, несмотря на политическое позёрство, и Трамп, и Си в конечном итоге хотят заключить соглашение. Более того, им нужно, чтобы это произошло до конца года, что позволит не допустить увеличения ущерба из-за нового серьёзного повышения пошлин, решение о котором должно вступить в силу 15 декабря. Такой график означает, что обе стороны должны немедленно начать делать как символические, так и существенные шаги.

В качестве первого шага Китаю следует предложить соглашение с использованием текста предыдущего 150-страничного чернового варианта, но с поправками, которые будут соответствовать проведённым этой страной трём «красным линиям». Если говорить конкретно, Китаю следует удалить американское условие о сохранении пошлин после подписания соглашения и об одностороннем восстановлении пошлин в случае, если США решат, что Китай не соблюдает соглашение. Китаю следует также добавить обязательство, что он будет выполнять это соглашение в «соответствии со своими конституционными, законодательными и регуляторными нормами».

Во-вторых, Китай должен улучшить своё изначальное предложение о постепенном сокращении дефицита в двусторонней торговле на $200 млрд. Этот предмет переговоров экономически плохо обоснован, но он важен для Трампа лично и политически.

В-третьих, хотя Китай захочет избежать запрета на государственное субсидирование своей промышленности и предприятий, ему следует сохранить включённые в проект соглашения пункты о защите интеллектуальной собственности и о запрете на принуждение к трансферу технологий. Кроме того, обе страны могли бы продекларировать свою позицию по вопросу о государственной промышленной политике в официальном коммюнике, выпущенном одновременно с подписанием соглашения. В этом заявлении можно было бы даже конкретизировать, какие внутренние и международные арбитражные механизмы будут использоваться для соблюдения всех соответствующих законов о конкурентном нейтралитете.

В-четвёртых, обе стороны должны создавать более позитивную политическую атмосферу. В последние недели появились признаки, что это может произойти, судя, например, по сообщениям о возобновлении Китаем в сентябре закупок американской сои. Хотя эти закупки по-прежнему значительно ниже обычного уровня, их рост поможет Трампу успокоить недовольных фермеров, входящих в его избирательную базу. Тем временем США отложили повышение пошлин на 5%, изначально намечавшееся на 1 октября. США могли бы также сделать исключение для некоторых американских компаний, позволив им продавать компании Huawei комплектующие, которые не имеют оборонного значения.

В-пятых, обе стороны должны считать Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который пройдёт 14-16 ноября в Сантьяго, последним шансом для подписания соглашения. После октябрьских переговоров на высоком уровне между вице-премьером Китая Лю Хэ и торговым представителем США Робертом Лайтхайзером все оставшиеся проблемы необходимо будет урегулировать в Пекине в начале ноября. Критически важно подписать соглашение до Дня благодарения, что подкрепит деловую и потребительскую уверенность в США перед сезоном Рождества.

Я один из немногих комментаторов, кто весь этот год доказывал, что, несмотря на всю политическую шумиху, из-за фундаментальных интересов Трампа и Си вероятность заключения соглашения выше, чем вероятность срыва переговоров. Впрочем, недавно объявленное начало процедуры импичмента Трампа может пустить под откос этот процесс. Позиции Трампа ослабнут, и он может выбрать в отношении Китая более жёсткую линию, чем этого требуют экономические интересы США. Но в конечном итоге Трамп всё равно не может позволить себе рисковать рецессией в 2020 году, а это означает, что вероятность заключения соглашения по-прежнему выше, чем провал переговоров.

Впрочем, весь этот процесс может завершиться ничем, если обе стороны не справятся с плотным графиком ближайших двух месяцев. Они уже потратили немало времени на подготовку к «плану Б» на 2020 год: спустить собак экономической войны, разжигать националистические настроения, винить противника в нанесённом ущербе. Если это произойдёт, риск начала рецессии в США, Европе и Австралии в следующем году будет высоким, хотя Китай постарается смягчить удар по экономике страны с помощью новых бюджетных и монетарных стимулов.

США и Китай поставлены сейчас перед жёстким выбором. И их решение окажет огромное влияние на остальные страны мира.

Статья написана на основе недавнего выступления автора в Американской торговой палате в Пекине.

Кевин Радд – бывший премьер-министр Австралии, сейчас президент Политического института Азиатского общества в Нью-Йорке

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить