Почему в Казахстане мало предпринимателей и как это исправить

8381

Согласно Глобальному барометру предпринимательской активности, только каждый пятый взрослый житель в Казахстане вовлечен в создание или управление бизнесом

Фото: © Depositphotos.com/maxkabakov

Тема развития новых направлений бизнеса очень важна: предприниматели создают новые рабочие места, которые необходимы жителям страны с растущим населением (рост на 2 млн за 10 лет), большим сектором сельского хозяйства (примерно 25% всей занятости) и огромной численностью самозанятых (примерно каждый третий). Но пока и предприниматели, и стартапы в дефиците. По данным Всемирного банка, на 1000 казахстанцев приходится менее двух бизнесов, тогда как в России – более четырех.

Согласно Глобальному барометру предпринимательской активности, только каждый пятый взрослый житель в Казахстане вовлечен в создание или управление бизнесом – это больше, чем в России, но значительно меньше, чем в Китае, Индии или Бразилии. Сама карьера предпринимателя получает стабильно высокие оценки престижности: порядка 80% опрошенных считают, что им быть хорошо, но большинство тем не менее предпочитают работать сотрудниками в крупных компаниях или на госслужбе. Благодаря последовательной государственной политике по стимулированию предпринимательства и малого бизнеса за последние 10 лет предпринимательская активность в Казахстане выросла практически наполовину, однако и этого недостаточно, чтобы удовлетворить спрос на рабочие места.

Качество национальных старт­апов не менее важно, чем их количество, ведь около 80% новых рабочих мест в мире, создаваемых предпринимателями, приходится всего на 10% самых успешных бизнес-проектов. Согласно опросам, начинающие казахстанские предприниматели – среди лидеров в мире с точки зрения ожиданий роста своего бизнеса. Если же оценивать реальные достижения, то качество стартапов пока является проблемой – к сожалению, едва ли хотя бы один проект из Казахстана смог в достаточной степени заинтересовать инвесторов, чтобы набрать необходимую сумму финансирования на популярных платформах краудфандинга. Отечественные проекты присутствуют только на двух платформах из топ-10. При этом в стране уже трижды пытались создать свою платформу, но ни один проект не смог получить с их помощью финансирование.

Чтобы завтра предпринимателей и стартапов стало больше, а их качество выше, сегодня нужно обеспечить приток новых талантов в эту сферу и высокий уровень их подготовки. Программы вроде «Болашака» помогают выполнять данную задачу в локальном масштабе: болашаковцы стали основателями ряда успешных стартапов, получивших известность на национальном уровне. Однако для решения задачи в масштабе всей страны необходимо более массовое движение. Государству нужно создать систему поддержки новых компаний с высоким потенциалом роста по опыту европейских стран, Австралии, Бразилии, Гонконга.

Целенаправленно искать предпринимателей, чьи идеи и бизнесы имеют высокий потенциал создания рабочих мест, и ориентировать на них программы поддержки, включая развитие навыков, финансирование и специализированный коучинг. Нужен новый, предпринимательский «Болашак». Программа для сегодняшних и будущих чемпионов роста.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить