Лизать ботинок, который тебя пинает

10442

Слушания Майкла Д. Коэна, бывшего адвоката президента США Дональда Трампа и самопровозглашённого “фиксера”, свидетельствующего перед комитетом палаты представителей по надзору и реформам были зрелищным спектаклем, который надо видеть

Это был человек, которого Трамп нанял, чтобы он вёл себя как гангстер. И он сделал это идеально. Когда The Daily Beast собирался сообщить о заявлениях первой жены Трампа, Иваны, о том, что муж её изнасиловал, Коэн рявкнул на журналиста, работающего над историей: "Итак, я предупреждаю тебя, действуй очень осторожно, потому что то, что я с тобой сделаю, будет чертовски отвратительно. Ты меня понимаешь?"

Этот журналист далеко не единственный в своем роде. Работа Коэна состояла в том, чтобы угрожать любому, кто стоял на пути его старого босса. Он лгал комитетам Конгресса, платил проституткам, чтобы они не рассказывали о своих делах с Трампом, и многое другое.

Коэн, который вскоре начнёт отбывать трёхлетний тюремный срок, стал тем, кого мафиози (и Трамп) называют "крысой". Свидетельствуя против своего старого босса в Конгрессе, Коэн не выглядел и не походил на бандита. Он напоминал совершенно другого человека. Любой, кто когда-либо проводил время на школьной площадке, его узнает: слабак, слоняющийся вокруг развязного хулигана, исполняющий его приказы и постоянно подвергающийся унижениям. Со своими обиженными щенячьими глазами и открытым ртом, Коэн и эту роль также довёл до совершенства.

Однажды, когда Коэн всё ещё, по его собственным словам, был готов ради своего босса "встать под пули", ему пришлось отложить церемонию бар мицвы сына, потому что Трамп решил опоздать. Когда он, наконец, появился, он унижал Коэна перед семьёй и друзьями, утверждая, что единственная причина, по которой он приехал, была в том, что его фиксер умолял его об этом. Это говорит обо всем в отношениях между нарциссом и подхалимом или садистом и мазохистом.

Они подпитывают друг  друга. Желание поклонника поклоняться так же сильно, как и стремление нарцисса к рабскому восхищению. Вам нужно лишь взглянуть на записи в Facebook, чтобы понаблюдать за этим феноменом. Для каждого человека, который публикует своё приукрашенное фото (обычно снятое много лет назад) или восторженную рецензию на его или её последнюю книгу (часто смягчаемую ложной скромностью: "Я так польщен..."), найдутся десятки сикофантов, восхваляющих необычайную красоту или достижения нарцисса.

Желание льстить так же бросается в глаза, как и зрелище себялюбия. В этом есть что-то довольно примитивное: слабые ищут защиты от сильных раболепием, а нарцисс достигает своих целей и власти благодаря их подчинению. Это не всегда приводит к злоупотреблению, но это очень часто случается.

Человечество изобрело множество способов умерить подобные злоупотребления и направить эти желания в направления, которые могут причинить меньший вред. Религия предлагает абстрактную цель для поклонения и подчинения; недаром некоторые религии запрещают создание образов живых существ. В наши более светские времена почитание духовных идолов сменилось обожанием рок-звёзд или спортивных героев. Когда Джон Леннон однажды разъярил религиозных американцев, заявив, что "Битлз" были более популярны, чем Иисус, это было шуткой лишь наполовину.

Поклонение рок-звёздам относительно безвредно. Но когда нарциссы получают политическую власть, результаты этого отнюдь не безобидны. Харизма, питающаяся обожанием, приводит к массовой истерии. Критики и скептики должны быть устранены. Власть носит неконтролируемый характер. Псевдорелигиозные атрибуты великих диктатур двадцатого века являются ужасным примером. Для многих китайцев, русских и немцев их лидеры были богами. Что легко упустить из виду, так это то, что такое поклонение не всегда принудительно. Многие люди становятся сикофантами власти добровольно. Как это ни парадоксально, подчинение позволяет им чувствовать себя менее слабыми.

Трамп не диктатор, но ему бы очень хотелось им быть. Его собственная поддержка сильных мира сего, от президента России Владимира Путина до лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, является признаком этого. Но источник его большой популярности в Соединённых Штатах всё ещё сбивает с толку многих людей, которые не попали под его влияние. Они не могут понять, как грубый, тщеславный, погружённый в себя фантазёр может иметь такую ​​широкую привлекательность. Либералы говорят, что в конце концов, это всего лишь шоу.

Но в этом-то и дело. Конечно, всё это шоу – такое же, как религиозные церемонии, нацистские или маоистские митинги. Трамп может не быть знающим, изощрённым, любопытным или хорошо читаемым, но он обладает прекрасным инстинктом психологии власти и подчинения. Он знает, как объединить людей, которые чувствуют себя слабыми и непризнанными, в толпы, привлечённые его злобной харизмой. Его любовь к себе заставляет его последователей любить себя и ненавидеть своих врагов. Он представляет собой большой и опасный подарок. Массовые митинги Трампа в сердце Америки - это его усугубляющиеся отношения с его бывшим фиксером.

Одним из самых причудливых замечаний Коэна в его показаниях в Конгрессе было то, что он солгал, но не лжец. Возможно, он искренне так считает. Может быть, он хотел сказать, что в действительности это был не он, когда лгал для своего босса. Он в буквальном смысле был под чарами Трампа, загипнотизирован, почти лунатик. То же самое говорят люди, которые когда-то дико аплодировали диктаторам, а потом не могли объяснить, почему они это делали, когда великие лидеры пали и времена изменились.

На данный момент трудно сказать, насколько правдивы показания Коэна. Его утверждения, безусловно, совпадают с тем, что сообщали другие на орбите Трампа. Но одна вещь, которую он сказал, хотя и не грамматически, показала, что он усвоил ценный урок. Другие должны принять во внимание: "Я могу только предупредить людей. Многих людей, которые так же слепо, как я, следуют за мистером Трампом, постигнет та же участь, что и меня".

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить