Кто есть Америка?

17440

НЬЮ-ЙОРК – Почему президент США в последние недели своего правления захотел в срочном порядке начать казнить федеральных заключенных, даже несмотря на то, что в это же время он помиловал четырех американских наемников, хладнокровно убивших в Ираке 14 мирных жителей?

Кадр из сериала
Кадр из сериала "Кто есть Америка?" Саши Барона Коэна (2018)

Только в этом году федеральным правительством было казнено десять человек – больше судебных казней, чем во всех штатах Америки, вместе взятых. До того как Дональд Трамп покинет свой пост в следующем месяце, остаются еще три казни: одна за убийство, совершенное, когда осужденному едва исполнилось 18 лет, еще одна казнь ожидает женщину, которой впервые за последние 70 лет федеральное правительство вынесло смертный приговор.

Череда убийств со стороны администрации Трампа идет вразрез со всеми последними нормами и тенденциями, которые свели смертную казнь практически на нет. И лихорадочная активность в камерах смертников продолжается, даже несмотря на то, что кроме гневного оспаривания результатов выборов, администрация хромой утки практически ничего не делает. Избранный президент Джо Байден пытается здраво говорить о кризисе COVID-19 в Америке, чего не делал Дональд Трамп.

Неужели кровожадность Трампа вызвана обидой из-за того, что он проиграл выборы? Это просто вопрос личной злобы? Или это символический жестокий жест в сторону "закона и порядка" и выставление Байдена слабаком, если он выполнит свое обещание отменить смертную казнь?

Размышляя о возможном объяснении, я вспомнил забавную историю, рассказанную ныне покойным великим бельгийским синологом и эссеистом Саймоном Лейсом. Он ответил журналисту британского происхождения Кристоферу Хитченсу, который написал язвительную книгу о матери Терезе, озаглавленную в типичной провокационной манере Хитченса - The Missionary Position ("Миссионерская поза"). Лейс, набожный католик, считал, что Хитченс был настолько подавлен духовным превосходством матери Терезы, что хотел опустить ее до своего базового уровня.

Независимо от того, был ли Лейс прав насчет Хитченса или нет, эта история заслуживает повторения. Однажды Лейс работал в шумном кафе где-то в Австралии. По радио играла дрянная поп-музыка. Затем, чудесным образом программа изменилась, и Лейс услышал великолепное звучание квинтета Моцарта. После минутной тишины в комнате, мужчина резко встал и, словно в порыве гнева, снова переключил радио на поп-музыку. Наступившее в кафе облегчение витало в воздухе.

Лейс задумался над этим сварливым жестом. Мужчина ненавидел классическую музыку? Испытывал ли он особенное отвращение к Моцарту? Или, возможно, недостаток его воспитания не позволил ему оценить красоту этой музыки? Лейс пришел к выводу, что ничего из этого не подходит. Напротив, именно из-за того, что этот человек почувствовал качество музыки, ему пришлось ее выключить. Моцарт заставил его чувствовать себя маленьким, незначительным и неотесанным. Ему пришлось притянуть музыку на свой уровень.

Подобный тип агрессии отмечен четырьмя годами президентства Трампа. У Барака Обамы как президента были свои недостатки, но он всегда излучал чувство достоинства и утонченности. Немногие президенты в истории обладают его даром прозаика. Обама не только стильный писатель, но и требовательный читатель. Его поведение на посту президента всегда было безупречным, и он и его жена Мишель являются образцом очень цивилизованной пары.

И это именно то, чего некоторые из его противников никогда не могли вынести. Расисты ненавидели саму идею того, что ими управляет черный мужчина. Но тот факт, что он был таким образованным и воспитанным темнокожим, делало его восхождение на высшую должность еще более невыносимым.

За последние четыре года многие критики отмечали, что Трампом двигало навязчивое желание разрушить все, что построил его предшественник. Приводились различные мотивы: глубокая незащищенность Трампа, его игра на своем уровне, или его собственные расовые предрассудки. Я считаю, что история Лейса об австралийском кафе дает лучшее тому объяснение. Трампу пришлось стереть образ высокой цивилизации, который представлял Обама. Ему пришлось притянуть его на свой уровень.

Одним из рефренов Обамы стало заявление о том, что самые низменные инстинкты, таящиеся в темных уголках американской жизни, это "не то, кто мы есть" как американцы. Пытки заключенных в секретных тюрьмах по всему миру – это "не мы". Убийства на почве расизма в черных церквях были "не тем, кто мы есть". И так далее.

Обама был лишь амбициозным лидером. В своих книгах и речах он выражал высокий идеал Соединенных Штатов. В этом смысле он следовал примеру Мартина Лютера Кинга-младшего. Они оба полностью осознавали грубую, жестокую и расистскую сторону Америки. Оба изо всех сил пытались привлечь внимание к лучшей природе людей. Они надеялись, что когда-нибудь их страна будет соответствовать их видению.

Именно это спровоцировало агрессию Трампа и его преданных сторонников. Ключом к успеху Трампа были грубость, предубеждение и превознесение насилия. Чем грубее была его речь, чем грубее он себя вел, тем большую поддержку он получал. Это была их месть Обаме и всему тому, за что он боролся.

Популярность Байдена строилась на прямо противоположных вещах. Он – это анти-Трамп, обещающий вернуть достоинство американской политике. Как и Обама, он выражает веру в разум и патриотическую двухпартийность и обещает, что его администрация положит конец эпохе социального и политического вандализма.

Мы не знаем, добьется ли он успеха. Как неоднократно демонстрировало президентство Трампа, разрушать гораздо проще, чем восстанавливать. И независимо от того, насколько сильно желание Байдена реализовать стремление Обамы к более цивилизованному обществу, миллионы американцев по-прежнему считают, что это совсем "не то, кто мы есть".

© Project Syndicate 1995-2020 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить