Кризис вокруг Украины и его последствия для Казахстана

23216

Украина давно находится в центре геополитического противостояния России с Западом. Однако в последние месяцы ситуация вокруг Украины сильно обострилась, грозя перелиться в военный конфликт с участием ядерных держав

ФОТО: © Depositphotos/peppersmint

Происходящие события, особенно в случае военного вторжения России в Украину, не могут не повлиять на безопасность постсоветских стран. Но чтобы оценить риски украинского кризиса для Казахстана, сначала необходимо понять контекст ситуации, а также интересы вовлеченных сторон.

Ставки повышаются

В начале декабря 2021 года «Вашингтон Пост» сообщила о переброске российских войск к границе с Украиной и планах Кремля о крупномасштабном наступлении на Украину. Москва, в свою очередь, отмела обвинения, сославшись на проведение военных учений, но выдвинув требования о недопущении вхождения Украины в состав НАТО – военно-политического блока, созданного в 1949 году – и ограничении военных действий НАТО около границ России. Североатлантический альянс отклонил требования со словами, что не России решать кому вступать, а кому не вступать в организацию.

В конце декабря 2021 года президенты США и России по телефону обсудили ситуацию в Украине. В январе текущего года также состоялся ряд встреч между представителями США, НАТО, ОБСЕ и России. Однако переговоры о деэскалации ситуации вокруг Украины по большому счету не привели к желаемым результатам. Россия озвучила свое требование о письменных гарантиях неприсоединения Украины к НАТО. США, в свою очередь, отвергли требование Кремля, пригрозив невиданными санкциями по отношению к России в случае военного вторжения в Украину.

На данный момент, несмотря на устные заверения России не нападать на Украину, вопрос о российском вторжении на территорию западного соседа повис в воздухе как дамоклов меч, держа в напряжении многие европейские страны. Так же, как и повис в воздухе другой вопрос: почему именно Украина стала основной зоной геополитического конфликта?

Украина: на перепутье двух дорог

Украину и Россию связывают много вещей – это и общее прошлое, берущее начало в Киевской Руси IX века, и сложившие за длительное время социальные, политические и экономические связи. Не случайно Владимир Путин считает украинцев и русских одним народом, единым целым. Но помимо близких связей, важную роль в отношениях двух славянских государств играет географическое расположение Украины, не только разделяющее Россию и страны НАТО, но и имеющее выход в Черное море (до потери Крыма в 2014 году, Украина владела тепловодным портом в Севастополе).

Для России непозволительно, в случае вступления Украины в НАТО, чтобы войска североатлантического альянса могли контролировать Черное море и при этом распологаться непосредственно перед украинско-российской границей протяженностью в 1974 километра. Иными словами, нейтральность, а еще предпочтительнее пророссийская направленность, Украины является стратегически важным компонентом для обеспечения национальной безопасности России.

Именно поэтому российские президенты в разное время пытались интегрировать Украину в сферу влияния России. Так, Борис Ельцин в начале 1990-х отводил Украине важную роль в Содружестве независимых государств, которая так и не подписала устав организации. Для Владимира Путина не менее важным был вопрос вхождения Украины в формировавшийся Евразийский экономический союз. Данные попытки, как известно, не увенчались успехом.

Именно поэтому Россия противостоит расширению НАТО на восток. С точки зрения Кремля, увеличивающееся военное сотрудничество Украины со странами НАТО – то есть, полный поворот Украины на запад – является непосредственной угрозой безопасности России. С этим как раз и связаны требования Москвы о гарантиях неприсоединения Украины к североатлантическому военному блоку.

В свою очередь, Европейский Союз и НАТО хотят создать зону комфорта на своих границах, переориентируя приграничные постсоветские страны в сторону запада и одновременно снижая влияние России. С этой целью были запущены «Европейская политика соседства» (2004 год) и «Восточное партнёрство» (2008 год). Обе программы направлены на усиление сотрудничества ЕС с соседними странами, включая Украину. Однако ключевым событием, сильно раздражившим Россию, стал Бухарестский саммит НАТО в 2008 году, после которого Украине (и Грузии) пообещали членство в организации, правда без уточнения определенной даты.

В 2012 году было также инициировано «Соглашение об ассоциации» между ЕС и Украиной, сулившей последней более глубокую политическую и экономическую интеграцию и сотрудничество в сфере безопасности с европейскими странами. Ноябрь 2013 года был объявлен датой подписания соглашения. Однако Виктор Янукович (президент Украины с 2010 по 2014 год) в последний момент отказался подписывать соглашение, что в итоге привело к Евромайдану и его свержению.

Тем не менее, Украина при Петре Порошенко (президент с 2014 по 2019 год) все-таки подписала «Соглашение об ассоциации» с ЕС, тем самым продемонстрировав свою приверженность курсу на запад, не на восток. Более того, цель вхождения Украины в ЕС и НАТО была формально закреплена в Конституции страны. Так в Конституции Украины есть формулировки про «необратимость европейского и евроатлантического курса Украины» и что «Президент Украины является гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора».

Владимир Зеленский (президент с 2019 года) продолжил исповедовать политику интеграции Украины в евро-атлантическое пространство, в то время как Россия была формально объявлена военным противником, развязавшим гибридную войну против Украины. В 2020 году Украина получила особый статус партнера НАТО с расширенными возможностями, который имеют самые близкие союзники военного блока. НАТО и Украина также проводят регулярные военные учения: уже состоялись учения «Морской бриз» (лето 2021 года) и «Стремительный трезубец» (осень 2021 года).

Последствия для Казахстана

Сменившееся отношение России к Украине явно демонстрирует как добрососедская страна может стать враждебной за достаточно короткий промежуток времени. Россия, как и любое государство, стремящееся к доминированию на международной арене, мало перед чем остановится для обеспечения собственной безопасности и продвижения национальных интересов. В данном контексте могут использоваться любые средства, включая применение военной силы (война с Грузией в 2008 году – один из примеров). Иными словами, не стоит списывать возможность вторжения России на территорию Украины в ближайшей или среднесрочной перспективе.

Если экстраполировать Украинский кризис на Казахстан, то есть, рассматривать казахстанско-российские отношения через призму национальной безопасности России, то тут ситуация немного другая. Для России тепловодный порт в Черном море и особенно нейтральность Украины крайне важны для обеспечения национальной безопасности. Соответственно, Россия никак не может позволить Украине интегрироваться в европейский и североатлантический блоки. Однако в случае с Казахстаном, территория страны является менее стратегически важной для северного соседа. У Казахстана отсутствуют выходы к морям и океанам (у России есть выход в Каспийское море). Казахстан также не является буферной зоной: нашими соседями являются бывшие постсоветские страны и Китай, которые имеют партнерские отношения с Россией и которые явно не планируют полную интеграцию с Западом. При этом Казахстан и так уже полностью задействован в интеграционных проектах, таких как ЕАЭС и ОДКБ, где лидирующая роль отведена России.

Но в данном контексте стоит учитывать один важный нюанс: на территории Казахстана проживает около 3,5 миллиона русских, что составляет 18% от общего населения страны. И хотя численность русского населения из года в год снижается, цифра все еще значительная, особенно учитывая, что большинство из них проживает в приграничных с Россией областях. Протяженность самой границы между Казахстаном и Россией составляет 7598 километров. Вероятно, косвенной целью государственной политики переселения трудоспособного населения с юга страны на север и восток, инициированной властями Казахстана в 2017 году, является уменьшение доли русского населения на территориях, граничащих с Россией. Тем не менее, данная программа, которая также может посодействовать ослаблению потенциальных сепаратистских настроений, не пользуется особым спросом среди граждан южных регионов.

Таким образом, полностью исключать применение Россией военной силы к бывшей Советской республике не стоит. Тем более, в ситуации вокруг Украины, стоит принять во внимание начало эвакуации семей российских дипломатов в Киеве и Львове. И хотя военный конфликт может стать бременем для российской экономики, с другой стороны, он также может поспособствовать росту рейтинга Владимира Путина – как это произошло после Крыма в 2014 году. К санкциям Запада, обещанным в ответ на нападение на Украину, Россия тем не менее тоже выглядит подготовленной. Так, начиная с 2015 года, золотовалютный резерв России постепенно растет, достигнув рекордных $638 млрд к середине января 2022 года. При этом Россия наверняка рассчитывает, что Германия (самая крупная экономика ЕС) не будет сильно перегибать палку с карательными мерами, беря во внимание ее зависимость от российского газа. Также Кремль, вероятно, ставит на маловероятность очередной заграничной авантюры США, так как безуспешное «строительство демократии» в Афганистане и крайне хаотичный вывод войск оттуда еще свежи в памяти.

Тем не менее, сам факт военного вторжения в Украину не только покажет уровень агрессии внешней политики Кремля, но и заставит насторожиться всех без исключения соседей России. А о привлекательности мягкой силы России можно будет навсегда забыть. Ведь в таком случае, несмотря на любые заверения, кто предоставит железную гарантию, что в средней и дальнесрочной перспективе Россия не вторгнется на территорию другого государства?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить