Почему взятки подрывают деятельность компаний

Сегодня часто приходится слышать о коррупционных скандалах и усилении требований антикоррупционного законодательства

Иллюстрация: © Depositphotos.com/everett225

Борьба с коррупцией – это современный мировой тренд, который затрагивает и бизнес. Международная практика насчитывает десятки случаев, когда скандалы на почве коррупции подрывали деятельность компании.

Осуществляя деятельность за рубежом, бизнес становится субъектом местного законодательства, а соблюдение требований антикоррупционных законов может стать жестким условием, особенно если бизнес связан с США. В таком случае нарушения могут повлечь крупные финансовые издержки компании на юристов, проведение внутреннего расследования и выплату штрафа. Так, компания Siemens в свое время заплатила штраф в размере $800 млн, Daimler – чуть менее $200 млн, а «Вымпелком» – около $400 млн.

Расследования могут быть инициированы правоохранительными органами как местных, так и иностранных юрисдикций, и при возникновении каких-либо вопросов у правоохранительных органов реакция иностранных регуляторов может быть достаточно быстрой.

Система защиты исходит от англосаксонских стран, в первую очередь США. Сегодня существует устоявшаяся практика противодействия даче/получению взяток, подкупу должностных лиц. Она складывается из целого ряда мер. К числу таковых можно отнести, к примеру, контроль и ограничение сумм трат на подарки и деловые мероприятия, так как грань между подарком и взяткой не всегда очевидна. Обычно существует инструкция, описывающая, кто кому в каких случаях и что может дарить с учетом требований местного законодательства.

Другая контрольная процеду­ра – изучение контрагентов компании для предупреждения риска аффилированности с лицами, которые могут «иметь интерес». Например, компания может закупать услуги у жены чиновника, который содействовал компании в преодолении «бюрократических проволочек». Контроль должен вовремя выявить такую ситуацию и обозначить возможные риски для компании.

Эта система противодействия во всей своей совокупности носит название «комплаенс» (англ. compliance – «согласие», «соответствие»; происходит от глагола tocomply – «исполнять»). В основе практики комплаенс – комплексный подход к снижению рисков обвинения компании в нарушении законодательства, прежде всего антикоррупционного. В комплекс таких мер входит наличие в компании специального должностного лица, внутренних нормативных документов, а также контрольных механизмов.

В связи с тем что подкуп и иные нарушения могут иметь взаимосвязь, существует тенденция расширения контрольного функционала комплаенс. К этому направлению теперь относят противодействие нелегальной торговле и отмыванию преступных доходов, предотвращение мошенничества и тому подобное, в зависимости от секторальной принадлежности компании.

Сегодня для западных компаний репутационные риски находятся как минимум в пятерке вопросов высокого приоритета. Если и вам необходимо будет налаживать партнерство с иностранными контрагентами, высока вероятность того, что вас спросят о наличии функции комплаенс-контроля в вашей компании.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7682 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить