Когда стоит масштабировать бизнес

10445

И как сделать это без потери качества

ФОТО: pexels.com

Большой плюс малого бизнеса — то, что он может стать большим. Я всегда за масштабирование, исключение — если продукт не ценен для клиентов и если у компании неприбыльная экономическая модель. Это не значит, что любая компания должна со дня основания зарабатывать большие деньги, но она должна быть устойчиво прибыльной. В этой статье расскажу о масштабировании и поделюсь кейсами.

Бизнесы с нежизнеспособной экономической моделью держатся на экспертности владельца, который работает практически бесплатно. Например, он — крутой маркетолог, консультирует клиентов, получает дивиденды как владелец, но не зарабатывает как эксперт. Приведу пример.

Кейсы клиентов

Туристическая фирма

Я консультировал туристическую фирму. По их экономической модели, они работали за 10% комиссионных. Туроператоры формировали пакеты, они их продавали, оставляя себе 10%. На словах звучало весьма неплохо и жизнеспособно: ничего не производите, продаёте, получаете проценты.

Руководитель агенства обратилась ко мне, потому что не понимала, как расширяться и привлекать новых клиентов. Два года, которые существовал бизнес, основными покупателями были друзья и знакомые. Из-за недостатка клиентов и дохода нельзя было расти, нанимать продавцов и вкладывать в рекламу. Мы с владелицей посчитали бизнес-модель — она была абсолютно неприбыльной.

Любой бизнес должен закладывать траты на привлечение и обработку клиентов. Поэтому сначала кажется, что 200 долларов с пакета в 2 000 долларов — лёгкие деньги. Но здесь не учитывается, сколько времени нужно на зарплату продавца, его обучение. Сколько циклов общения с клиентами ему нужно начать, провести презентаций для того, чтобы довести до оплаты. Сколько нужно вложить в рекламу, чтобы получить три-пять лидов, из которых один купит продукт. 10% здесь не обойдёшься.

Такой бизнес нельзя масштабировать — он изначально убыточный. Он держится на энтузиазме владельца, который сам выполняет работу эксперта, не нанимает людей, а вместо рекламы использует рекомендации.

Услуги сантехника

У нас в США есть клиент, его компания предоставляет сантехнические услуги. В США есть люди, дома которых стоят больше миллиона долларов — и для них важно, чтобы сантехники не только качественно выполняли работу, но и приходили к ним хорошо одетые и гладко выбритые. За это они готовы доплачивать. Средний чек работы сантехника — 500 $. И клиент создал на этом глобальную компанию с большими оборотами. Хотя, казалось бы, сантехники есть везде.

Как не потерять качество

Правильное масштабирование — это кратное увеличение компании в размерах без потери качества. Но это возможно только при помощи инструментов управления. Например функциональная оргструктура — инструмент, позволяющий понять, кто и за что отвечает. Вносить изменения нужно, когда вы заметили, что ваша жизнь начинает отклоняться от привычной программы.

Например, не было продвижения через рекламу в YouTube Instream, но вдруг появилось. Эти изменения нужно обязательно зафиксировать. Тогда даже в большой компании будет понятно, кто и за что отвечает, куда сотрудник должен обратиться, чтобы ему предоставили необходимые данные.

Итог

Для масштабирования не важны сфера, индустрия и уникальность услуг. Главное — ценность для клиентов и жизнеспособная бизнес-модель. При масштабировании возможно не только не терять качество, но и нарастить его. Большая компания может позволить себе намного больше инструментов, чем маленькая.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить