Когда право будет на стороне бизнеса

8308

Создание благоприятных условий для бизнеса является одним из наиболее часто декларируемых посылов государственной политики.

Однако на деле ситуация напоминает сказочный мотив, когда  на месте отрубленной головы дракона сразу же вырастает новая. Даже если принимается прогрессивный закон, завтра он может быть либо отменен, либо искажен подзаконными актами. Некоторые кодексы изменяются более 10 раз в год. Нередко одна и та же норма отменяется, затем появляется заново и снова исключается. При этом в недрах госорганов рождаются новые виды барьеров. В итоге оказывается, что законодательство формируется под нужды госорганов, а не бизнеса.

Причины малой результативности мер поддержки предпринимательства кроются большей частью в правовой системе, где единственным источником права является писаное право, то есть нормы, исходящие от госорганов и зафиксированные в определенной редакции. С другой стороны, в условиях постоянных изменений общественных отношений государство вынуждено все время обновлять законодательство, чтобы реагировать на вызовы и проблемы, срочно требующие регулирования. Как следствие, правотворчество превращается в процесс лихорадочного принятия многочисленных актов. Только центральные госорганы за неделю издают более сотни нормативных документов. Если в США законы действуют без изменений десятки, а то и сотни лет, то у нас иногда начинают меняться еще до вступления в силу.

Общество в принципе не в состоянии реагировать на такой бурный поток нормотворчества, а сами разработчики из-за спешки не могут обеспечивать высокое качество актов. В результате возникают противоречия, ошибки, ну и легко проходят нормы, которые удобны для чиновников. Право, вопреки предназначению, не является олицетворением справедливости и разумности. К примеру, справедлив ли запрет копировать поведение лидера рынка? Очевидно, что нет, но это действующее положение. Парламент по причине своей отдаленности от отраслевых проблем не в состоянии отвечать нуждам различных сфер экономики. Практически все законы, не говоря о подзаконных актах, пишутся правительством, которое является реальным законодательным органом.

Между тем, если мы хотим создать условия для бизнеса, необходимо учесть опыт гармонизации правовых систем, перестать придерживаться верховенства писаного права над естественным, признать приоритет принципов над нормами. Нужно перенимать мировой опыт по внедрению элементов англосаксонской правовой системы, показавшей себя как наиболее благоприятная для бизнеса. Сегодня же условия таковы, что если бы идеи стартапов, совершивших мировую технологическую революцию, возникли в нашей стране, они бы никогда не развились в мощный бизнес, поскольку изначально нарушали бы множество норм права.

Именно англосаксонская система дает судам возможность противостоять положениям законов, угрожающих правам и свободам личности, неприкосновенности частной собственности и свободе предпринимательства. Она не отрицает писаные правовые акты, но главный ее постулат: если закон противоречит принципам справедливости и разумности – он не должен применяться. Это придает праву гибкость, которая наилучшим образом обеспечивает живительную для бизнеса среду. Благодаря этому у государства нет необходимости спешно менять закон, даже если в нем имеются несправедливые положения, а чиновники перестают быть творцами права в последней инстанции, отдавая все инструменты нейтральной стороне – судам, создающим эффект краудсорсинга.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить