Китайский гамбит

13431

Новый виток в развитии тесных российско-китайских отношений становится очередным этапом в необъявленной войне с Западом

ФОТО: © kremlin.ru

НЬЮ-ХЕЙВЕН – Поворотные моменты истории редко бывают очевидными с полной ясностью. Но совместное заявление президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, сделанное 4 февраля, когда в Пекине открывалась зимняя Олимпиада, может оказаться исключением: оно стало сигналом нового поворотного момента в новой холодной войне.

Триангуляция стала решающим стратегическим гамбитом Америки в первой холодной войне. Начатая Ричардом Никсоном – ровно 50 лет назад – политика сближения с Китаем изолировала бывший СССР в тот момент, когда его экономический фундамент начинал рассыпаться. Как выразился Генри Киссинджер в своём сочинении «О Китае», «китайско-американское сближение начиналось как тактический аспект холодной войны, но оно развивалось, превратившись в центральный элемент эволюции нового мирового порядка». Потребовалось время, чтобы эта стратегия принесла успехи. Тем не менее спустя 17 лет пала Берлинская стена, а СССР развалился.

Китай никогда не игнорирует уроки истории, и сейчас он решил осуществить собственный гамбит триангуляции в начинающейся второй холодной войне. Китайско-российский тандем может изменить глобальный баланс сил в период, когда Америка особенно уязвима. Это указывает на вызывающий тревоги эндшпиль.

Важные выводы можно почерпнуть из триангуляции во время первой холодной войны. Опасаясь советской военной угрозы, США сделали ответный ход, поддержав Китай в экономическом браке по расчёту. И не важно, что американо-китайское партнёрство, которое на первых порах обеспечивало дешёвыми товарами испытывавших затруднения американских потребителей, сегодня сменилось торговой и технологической войной. Смысл в том, что аналогичная стратегия теперь свела вместе Китай и Россию.

Этот новый брак удобен и в экономическом, и в геостратегическом смысле. У России есть природный газ, необходимый Китаю: ему не хватает энергоресурсов, он зависим от угля, его природа загрязнена. Между тем Китай, со своим профицитом сбережений, изобилием иностранного капитала и инициативой «Пояс и путь», предлагает России дополнительные ресурсы для поддержания её плохо скрываемых территориальных амбиций.

Геостратегический аспект не менее заманчив. Верно или ошибочно, но Си и Путин убеждены, что США хотят остановить их якобы мирный подъём. Китай указывает не только на введённые бывшим президентом США Дональдом Трампом торговые пошлины и санкции против ведущих китайских технологических компаний, но и на амбициозное «Транстихоокеанское партнёрство», в которое Китай не включили (и которое в дальнейшем превратилось во «Всестороннее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве»). А недавно Австралия, Великобритания и США учредили так называемый AUKUS, подписав трёхстороннее соглашение о безопасности, которое нацелено строго против Китая.

Путин выдвигает аналогичные аргументы, сопротивляясь американскому сдерживанию России. Он опасается расширения НАТО, и поэтому совершенно явно готов сделать Украину заложницей, а Европу довести до порога очередного разрушительного конфликта. Путин, назвавший крах СССР «крупнейшей геополитической катастрофой [двадцатого] века», очень хотел бы перемотать историю назад. Однако угрозы президента США Джо Байдена вполне могли загнать Путина в угол, не оставив ему спасающего лицо пути к деэскалации. А для авторитарного правителя лицо – это всё.

Совместное китайско-российское заявление 4 февраля не оставляет сомнений: оба лидера едины в мнении, что Америка создаёт экзистенциальную угрозу их амбициям. Путин сумел уговорить Си высказаться против расширения НАТО, хотя эта проблема находится далеко за пределами компетенции китайского лидера. А Си привлёк Путина к соглашению, которое соответствует концепции «Мыслей Си Цзиньпина»: их совместное заявление представляется ещё одним политическим свидетельством грандиозной «новой эры» Китая.

Можно не сомневаться в том, что Китай и России выбрали триангуляцию в качестве стратегического гамбита. Ирония в том, что в отличие от первой холодной войны, теперь триангуляции подвергаются США. Как и раньше, есть веские основания полагать, что эндшпиль будет решаться на экономической арене.

И здесь сравнение между двумя холодными войнами вызывает особую тревогу. В период с 1947 по 1991 годы экономика США была сбалансированной и сильной. Напротив, в течение последнего десятилетия темпы роста реального ВВП (1,7%) и производительности (1,1%) равнялись половине от средних темпов роста в тот 44-летний период. Ещё хуже выглядит сравнение размеров внутренних сбережений, состояния счёта текущих операций и растущего торгового дефицита Америки.

США победили в первой холодной войне не только потому, что их экономика была сильной, но и потому, что экономика их соперника была слабой. Начиная с 1977 года темпы роста подушевого ВВП в СССР резко замедлились, а в последние два года холодной войны они падали ежегодными средними темпами 4,3%. Это предвещало и последующий экономический коллапс страны - наследницы СССР. В период с 1991 по 1999 годы экономика Российской Федерации сократилась на 36%.

Сегодня ослабшая экономика США противостоит находящемуся на подъёме Китаю. Ситуация резко отличается от предыдущего конфликта – между сильной Америкой и слабым Советским Союзом. И вряд ли влияние Китая уменьшится из-за России, небольшого игрока в мировой экономике. В 2021 году китайский ВВП был в шесть раз больше российского, и эта разница, как ожидается, будет расти в предстоящие годы.

Тем не менее Путин даёт Си ровно то, что тот хочет: партнёра, который способен дестабилизировать западный альянс и отвлечь стратегическое внимание Америки от её стратегии сдерживания Китая. С точки зрения Си, это широко открывает двери для восхождения Китая к статусу великой державы и реализации обещания национального возрождения, в соответствии с излюбленной Си концепцией «китайской мечты».

В конце 2019 года Киссинджер предупреждал, что США и Китай уже находятся на «пороге новой холодной войны». Сейчас, благодаря появлению новой стратегии триангуляции, этот сюжет обостряется. Гамбит Си - Путина подкрепляет вывод, что нынешняя холодная война будет очень отличаться от предыдущей. К сожалению, Америка выглядит задремавшей у штурвала.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить