Как заинтересовать частных инвесторов вкладывать средства в борьбу с изменением климата

12453

Атмосфера в конце прошедшей конференции ООН по изменению климата (COP27) в Египте была довольно отрезвляющей

ФОТО: Markus Spiske /www.pexels.com

Вторжение России в Украину вынудило страны обратиться к энергетическому углю и другим ископаемым видам топлива для удовлетворения своих энергетических потребностей, что, вероятно, отложило переход к экономике с чистым нулевым уровнем выбросов углерода. Но COP27 также подчеркнула необходимость использования государственной политики, регулирования и технологических инноваций для достижения климатически безопасного будущего.

К настоящему времени стало совершенно очевидно, что поддержка связанных с климатом проектов во всем мире в необходимых масштабах потребует огромных капиталовложений. По оценкам Международного энергетического агентства, один лишь переход к чистой энергии будет стоить триллионы долларов ежегодно, даже без учета потерь и ущерба, особенно в развивающихся странах. Прорывное соглашение, достигнутое на COP27, о создании фонда для оказания помощи странам с низким уровнем доходов в преодолении наихудших последствий изменения климата свидетельствует о том, что мировые лидеры осознают этот факт.

Но капитала одних лишь пожертвований и многосторонних банков развития будет недостаточно. Частный сектор также должен активизироваться. До настоящего времени не было четкого пути к раскрытию огромного потенциала глобальных рынков капитала. Однако для надежды есть все основания.

Во-первых, правительства добились значительного прогресса в обеспечении более качественных данных. В марте Комиссия по ценным бумагам и биржам США предложила обязать некоторые компании раскрывать информацию о рисках, с которыми они сталкиваются в результате изменения климата, в соответствии со всеобъемлющей директивой Европейского союза от прошлого года, совершенствующей давно устоявшуюся структуру. Несколько месяцев спустя китайская Комиссия по регулированию ценных бумаг предложила аналогичные меры. Высококачественные данные о климатических рисках от трех крупнейших экономических блоков мира позволят инвесторам оценить соотношение между риском и прибылью устойчивых технологий.

Но несмотря на то, что такие аналитические инструменты играют решающую роль, инвесторы также нуждаются в стимулах. Именно здесь вступают в действие цены на выбросы углерода и налоги. Даже несмотря на то, что это европейская мера, недавно согласованный ЕС механизм корректировки углеродных границ, вероятно, будет иметь глобальный эффект, поскольку страны, экспортирующие товары и услуги в Европу, быстро поймут, что сокращение их углеродного следа отвечает их коммерческим интересам. Хотя новый Закон США о снижении инфляции не устанавливает налог на выбросы углерода как таковой, он приближает Америку к установлению цен на выбросы углерода, создавая стимулы для чистой энергии и расходов, связанных с климатом, включая улавливание, использование и хранение углерода.

Эти позитивные изменения, являющиеся результатом сотрудничества между директивными органами, владельцами активов и инвесторами, ускорят рост местных и глобальных углеродных рынков. Несмотря на то, что такие рынки в настоящее время охватывают менее 25% глобальных выбросовАфриканская Инициатива по углеродным рынкамзапущенная во время COP27, является еще одним прорывом, также как и национальные углеродные рынки, развернутые в таких странах, как Китай и Сингапур.

Приобщение инвесторов к борьбе с изменением климата дает еще один повод для надежды. Коалиции владельцев активов, такие как Climate Action 100+, и альянсы управляющих активами, такие как инициатива Net Zero Asset Managers, представляют активы почти на $70 триллионов. И более 600 инвесторов (включая нас), представляющих активы на сумму более $40 триллионов, подписали на COP27 Global Investor Statement, выступающий за политику, позволяющую осуществить справедливый переход к низкоуглеродной экономике.

Этот рост активности инвесторов отражает цель, которую мы все разделяем, независимо от национальности или политической принадлежности: финансовую отдачу. Использование потенциала роста климатических решений отвечает экономическим интересам всех заинтересованных сторон, поэтому недавние попытки по политизации экологических, социальных и управленческих целей оказались столь контрпродуктивными. Устойчивое инвестирование – это не пропаганда чьих-либо ценностей; а создание этих ценностей.

Как только инвесторы получат полезную информацию и адекватные стимулы, рынкам капитала можно будет оставить делать то, что они делают лучше всего – распределять капитал в масштабах. Но для начала директивные органы должны сосредоточиться на вполне реальных коммерческих возможностях климатических решений, а не на конкретных повестках дня на основе анахроничной терминологии. Недавнее решение Министерства труда США отменить ограничения, которые запрещают пенсионным фидуциариям учитывать критерии ESG, является шагом в правильном направлении.

Мощное сочетание устойчивого финансирования и быстрых инноваций в климатические технологии могло бы ускорить переход к нулевому уровню выбросов. Финансируя ядерную, ветровую, солнечную и геотермальную энергию, а также технологии хранения экологически чистой энергии, такие как гидроаккумулирующие электростанции и хранилища тепловой энергии, мы могли бы обеспечить более устойчивое производство электроэнергии, на которое в настоящее время приходится более четверти глобальных выбросов парниковых газов. А за счет ускорения разработки технологии «зеленого» водорода мы могли бы решить проблему перебоев с возобновляемыми источниками энергии и избежать необходимости модернизации электросетей.

Несмотря на то, что война в Украине затормозила переход к низкоуглеродной экономике, она также подчеркнула необходимость обеспечения энергетической и продовольственной безопасности. В конце концов, перекрыть нефте- или газопровод гораздо проще, чем не дать светить солнцу или дуть ветру. Однако для создания устойчивых и надежных систем, страны и компании должны инвестировать в энергоэффективную инфраструктуру и устойчивое сельское хозяйство. Безусловно, некоторые из этих климатических решений еще достаточно дорогие. Но со временем, при поддержке правительств и растущем интересе рынков капитала, зеленые технологии станут масштабируемыми и более доступными.

Стоящие перед нами задачи могут показаться огромными, но появляется все больше оснований для надежды. Ожидается, что в этом году глобальные инвестиции в борьбу с изменением климата превысят $915 миллиардов, что на 13% больше, чем в 2021 году. Продолжая активизировать рынки капитала, мы можем направлять ресурсы туда, где они наиболее необходимы, чтобы достичь экономики с чистым нулевым уровнем выбросов углерода и смягчить наихудшие последствия изменения климата.

Бен Менг, исполнительный вице-президент Franklin Templeton

Энн Симпсон, глобальный руководитель отдела устойчивого развития компании Franklin Templeton

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить