Депутат Нуров: Парламент - это единственное, что есть у народа против правительства

43960

Новоиспечённый депутат рассказал, как живется новобранцам в мажилисе

Канат Нуров
ФОТО: Андрей Лунин
Канат Нуров

Интервью Каната Нурова для Fоrbes.kz можно назвать эксклюзивным — после нападок в соцсетях на новоизбранных мажилисменов он решил до 100 дней депутатства не отвечать ни на чьи вопросы. Историк по образованию, DBA, Нуров несколько лет был одним из руководителей Казахтелекома и Казкоммерцбанка. Создал и возглавил НОФ «Аспандау», а в последнее время был на виду как член Национального совета общественного доверия (НСОД).

В парламент Канат Нуров прошел по партийному списку «Нур Отана». О своих первых шагах как законодателя он открыто и с юмором пишет на странице в «Фейсбуке»: «Работа мажилисмена мне не показалась сладкой. Такое ощущение, будто меня второй раз в армию замели, прямо как в моем страшном сне. Какие-то переклички, построения, заседания с раннего утра до позднего вечера... Заселили нас в трехзвездную гостиницу, так как служебное жилье еще не готово. «Чистенько, но бедненько», даже кафе «чай-кофе» попить никакого нет, но на входе нас все равно встретили шумные хайпожоры, требовали интервью, мол, как живется на народные харчи в таком «прекрасном» отеле».

Канат Ильич, что вас больше всего удивило с того момента, как вы стали членом мажилиса?

- Заряженность несистемной оппозиции на пошаговый контроль быта депутатов: как они живут, не жируют ли? А между тем на депутатстве, если ты честный человек, нигде не заработаешь: полномочия коллективные, зарплата невысокая, машины персонально закреплённой нет, а на случайной служебной по личным делам, включая магазин, нельзя - люди сфотографируют госномер. В итоге по холоду приходится закупать весь скарб и на такси его перевозить от магазина к магазину. Мелочи, конечно, но массы иначе не заинтересуешь, наверное, политикой. Ну что поделаешь, будем служить людям, даже если им ничего не надо, кроме того, чтобы депутаты были не столько равноправны с ними, сколько равны им во всем. Пока народ так мыслит, прискорбно, но факт. А между тем парламент - это пока единственное, что есть у него против правительства...

Гостиницу для депутатов вы оценили на тройку, а квартире сколько баллов поставите?

- Вы знаете, мне нравится моя гостиница, привык я к ней, она на твёрдую четвёрку. А я говорил, что она трехзвездная просто для того, чтобы нам не вменяли как грех проживание в ней за счёт народа, когда блогеры напали на нас по приезду в отель. Мои слова вырывали из контекста, репостили их и представляли как зажравшегося депутата, пытаясь натравить людей на меня, и при этом просились зачем-то мне в друзья. Естественно, я не принял такой дружбы. Я все равно никого не баню, даже если меня тупо троллят, главное - чтобы другим у меня не грубили и не матерились.

А квартира в порядке, по метражу на человека на «хорошо» тянет.

Вы знали, что депутатский значок такой дорогой? (Оказалось, что нынешний созыв получил значки стоимостью 330 тыс. тенге.)

- Нет, не знал. Удивился, конечно, но не стал на это обращать внимания. Не мое это, есть для этого отряженные люди и компетентные органы в государстве, пусть разбираются. А срывать с себя этот значок из-за этого я не собираюсь.

У многих представление, что парламентарии работают несколько часов в неделю: заседания недолгие, да и не каждый день. Сколько времени на самом деле занят депутат?

- Все пять дней. Но они могут быть у каждого по загруженности разные, в зависимости от интересов и компетентности. Лично я пока стараюсь участвовать везде где могу.

Почему вас распределили в комитет по финансам и бюджету, а не, скажем, соцкульту?

- Видимо, потому же, почему я попал в экономическую секцию НСОД — сыграл роль мой практический десятилетний опыт работы в Казахтелекоме финансовым директором. Сейчас почти весь «Самрук-Казына» работает по тем формам финансового планирования, которые были мной внедрены в моей родной компании, где меня до сих пор буквально все знают, включая охранников и уборщиц, хотя я там уже с 2007 года не работаю. Бонусы-то все получали, вот и помнят наверное (смеется). А вообще я рад, что попал в комитет по финансам и бюджету. Во-первых, прекрасные коллеги и руководство, а во-вторых, для образования и науки, возможно, я именно здесь большую пользу принесу, чем в профильном комитете.

На своей странице в соцсети вы пишете: «Государство должно как экономически равноправный агент рынка действовать, а не как госрегулятор, в отношении дефицитных товаров. Не спекулянтов давить надо, а с дефицитом бороться. Закупать и продавать вовремя все запасы жизненно важных товаров, в т.ч. и жилья. Если цены на недвижимость пошли вверх по причине вывода пенсионных активов из ЕНПФ, то государство должно предложить или хотя бы объявить столько жилья в ответ, сколько нужно для охлаждения рынка. А иначе будет серый и черный рынки - все налоги мимо народной кассы». А ваш собрат по партии Аманжан Жамалов считает, что надо «принять действенные меры по ограничению роста цен на жилье». И что принято делать в такой ситуации?

- Даже не знаю, надеюсь, между нами нет противоречий. Но если он имел в виду административные, а не рыночные методы, то это совершенно противоположное воззрение в партии. Оно устарело, так как сейчас в программе партии наметился явный крен к правоцентризму от левоцентризма. Но ветераны мажилиса этого старого воззрения придерживаются, потому что его поддерживает сам народ. Сначала надо менталитет общества поменять, многие депутаты не пойдут против него, более того - будут даже подыгрывать общественным настроениям.

У вас есть конкретная идея, которую бы вы хотели сделать законом за время депутатства?

- Я уже представил от имени алматинских избирателей три проблемных вопроса.

  1. Почему застройщики оставляют у себя в собственности сети доступа к дому, квартиры которого уже продали, разве в стоимость метра не входят все инфраструктурные подключения, к газу, телефону и т.д?

  2. Почему судьи по одному и тому же вопросу и случаю выносят совершенно разные решения, разве судебная практика не должна быть единой по всей стране или хотя бы у одного и того же судьи?

  3. Частное предпринимательство не лезет в государственный сектор экономики, а почему тогда государственный и квазигосударственный сектор лезет в частный сектор, для чего конкурировать с частниками?

А сам лично я хотел бы добиться от государства исполнения программного требования правящей партии по доведению госсектора, включая квазигоскомпании, до 14% в экономике путем ухода правительства из частного сектора и отмены каких-либо политических монополий в гражданском секторе - достаточно уже естественных. Более того, даже социальные услуги государства надо отдавать в конкурентную среду, пусть частные операторы на рынке борются за качество госуслуг. Багдат Мусин как министр цифровизации уже показал успешность такого подхода.

Также я хотел бы прекратить какое-либо назначение или согласование судей со стороны исполнительной власти в целях установления реальной независимости правосудия от правительства в центре и на местах. Это имеет огромное культурное и экономическое значение для развития нашей страны в сторону правового государства. Кстати, о нем - нужно не только судопроизводство упорядочить, но и законодательство. Мы издаем слишком много законов и нормативно-правовых актов. Это признак полицейской направленности государства, таковы, видимо «кодифицированные» традиции континентальной правовой системы. Нужно издавать законы как принципиальные абстрактные правила на все года и для всех, а не конкретные указания в интересах каких-то людей и органов штамповать. Тогда реально сами законы станут правовыми (правозаконными) и будут применяться не только по букве, но и по своему смыслу, которым труднее манипулировать, чем многозначными словами естественного языка.

Я вот не понимаю того, когда законы даже официально издаются на один год, например о госбюджете, хотя он как внутриорганизационный нормативный акт не является правовым (общеобязательным) для гражданских лиц вне госорганизаций. Неужели недостаточно обычных постановлений парламента и правительства для таких законов? Я не знаю пока, как к этому всему подступиться, мне нужна помощь партии, государства и своих коллег-мажилисменов.

А в вашем «родном» образовании?

- В области академического образования я хотел бы перейти от «компетентностного» подхода к личностно ориентированному, уйти от информативного компонента познания к оперативному, чтобы учить людей мыслить, а не информацию зубрить. Здесь, естественно, надо будет также внедрить в воспитательную функцию образования светскую всеобщую мораль объективных ценностей, общегражданскую национальную (при этом традиционно казахскую) идею личностной открытости и свободное правосознание (самореализующейся) личности, чтобы люди сами стремились к научному познанию мира, а не религиозно-мифологическому. Если у нас будет такая образовательная политика по формированию новой личности информационного общества, то можно органично переформатировать госстандарты образования (ГОСО) и соответственно либерализовать пути достижения (исполнения) ГОСО каждым учреждением образования. Насколько мне известно, МОН и наш комитет по социально-культурному развитию в курсе этой проблематики и совместно работают над этими преобразованиями так, чтобы не навредить и без того зареформированному образованию.

Значит, вы думаете, что нашему образованию новые реформы не нужны?

- Я считаю, что начатых реформ и так уже достаточно, давайте их все упорядочим с точки зрения целевых стандартов образования и будем грамотно все процессы развивать в сторону либерализации образования. Все проблемы, связанные с дистанционкой, я думаю, это все технические «проблемы роста». Основные же проблемы качества образования зарыты не методах и средствах образования, а в его содержании. Нужно ориентироваться на фундаментальные предметы и проверенные научные теории в учебно-методических процессах, а не на модные дисциплины и массу единичных практических фактов.

Как вы оцениваете недавнюю шумиху по поводу запрета на дистанционку в российских школах?

- Отрицательно, никто ведь не запрещал никому нигде учиться дополнительно, это был бы нонсенс. Речь шла, я так понял, о правомерном запрете только замены отечественного обязательного среднего образования иностранным. Средняя школа воспроизводит и даже формирует всё общество в целом как нацию. Мы же не хотим, чтобы наша нация была подорвана изнутри, на уровне осознания детьми своей гражданской принадлежности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить