Как Южная Корея свершила своё «экономическое чудо»

И какова в этом роль США и Японии

ФОТО: © unsplash.com

15 ноября 2021 года президент Джо Байден подписал ключевой закон об инвестициях в инфраструктуру США на $1,2 трлн. Поскольку США являются в том числе экономической супердержавой, реализация данного закона в течении 10 лет окажет положительное влияние не только на конкурентоспособность самих Штатов. Выгоду, безусловно, извлекут и их партнеры, прежде всего военно-политические союзники в Восточной Азии.

В частности, часть заказов выполнят такие ведущие корейские производители, как Samsung, LG и т.д. В качестве примера тесных контактов сторон можно привести свежий отчет компании Samsung Electronics. В течение 9 месяцев 2021 года следующие иностранные фирмы стали основными покупателями продукций этой компании: Apple (США), Best Buy (США), Deutsche Telekom (Германия), Verizon (США) и Supreme Electronics Co. (Тайвань). На долю этих партнеров пришлось 15% от общих продаж фирмы.

С учетом серьезных факторов нестабильности, без стабилизирующей роли США вряд ли был бы возможен масштабный экономический прогресс в этом регионе. И «глобализация», которая весьма благоприятно сложилась для Японии, Кореи и КНР, не является абстрактной концепцией. Данный процесс был запущен Вашингтоном на основе его значительных возможностей и потенциальных экономических выгод. При этом уверенность Америке придают такие факторы, как: роль страны в обеспечении глобальной стратегической стабильности и безопасности, лидерство в формировании и развитии торговли и финансовой системы мира, возможность генерирования новых научных идей, разработка и производство современных информационных технологий и т.д.

В данном контексте предлагаю рассмотреть причины успешного прогресса Южной Кореи, так как это тема весьма актуальна и для нашего общества. Северную Корею рассматривать мы не будем, поскольку страна выбрала совершенно иной путь развития и, к сожалению, осталась «за бортом».

Кто-то из великих сказал: «жизнь пишется прозой». На самом деле ничего поэтичного, сверхъестественного в так называемом «экономическом чуде» Кореи нет.

Все начиналось «как у людей», просто... После японской колонизации в 1905-1945 годах, Второй мировой войны и раздела одного народа на две части, Север и Юг, на Корейском полуострове произошла еще одна трагедия – началась братоубийственная Корейская война (1950-1953 годы). В результате Юг Кореи вышел из войны полностью разрушенным и обессиленным. О быте народа и говорить было нечего: основная масса людей просто голодала. Средний доход жителя страны к 1960 году составлял $158 в год.

Как нередко бывает, из-за бесконечных политических, экономических и социальных проблем в стране произошел госпереворот и к власти пришли военные во главе с известным генералом Пак Чжон Хи.

Его лозунг «Чаль сальджа», то есть «Давайте жить по-человечески» (возможны и другие варианты перевода с корейского языка, такие как «жить лучше», «нормально» и т.д.), нашел быстрый отклик у народа. Его природный талант и знания, полученные во время учебы в Стране восходящего солнца и управленческий опыт, приобретенный во время службы в императорской армии Японии позволяли организовать процесс управления Южной Кореей  таким образом, что стране удалось наиболее оптимально, эффективно и в кратчайшие сроки осуществить программу трансформации бывшей нежизнеспособной колониальной  экономики в современную, функционирующую и конкурентоспособную (на тот исторический момент японская модель быстрой индустриализации была лучшей в мире как пример для подражания остальными государствами).

При этом упор был, как и в Японии, сделан на плановое и поэтапное выращивание государством экспортоориентированных производств путем предоставления финансово-промышленным группам («чеболам») исключительных преференций и льгот. Господдержку они использовали для импорта сырья, приобретения соответствующих технологий, подготовки и привлечения кадров и экспорта готовой продукции, прежде всего в США. Значительное содействие Сеулу в подготовке кадров оказывал Вашингтон.

Талант генерала заключался в том, что он смог побудить народ, вдумчиво направить его энергию на созидательный труд во имя укрепления военной мощи, что было особо актуально в условиях противостояния с Севером и для процветания государства. При этом не было слепого копирования японского опыта. Руководство Кореи подошло к вопросу с большой долей креативности, чтобы извлечь максимальную пользу для страны.  

Поскольку на Юге нет больших запасов полезных ископаемых, Пак Чжон Хи привлек необходимые средства следующим образом.

Во-первых, был учтен опыт Японии, которая сумела выстроить выгодные для себя отношения с Вашингтоном, выступая на его стороне во время Корейской войны. Сеул, в свою очередь, с особым энтузиазмом поддерживал США во время войны во Вьетнаме. Это позволило Сеулу осуществить модернизацию армии, привлечь значительные средства для поддержки экономического развития страны со стороны Вашингтона. Так, в середине 1960-х доллары США, полученные за участие в этой войне, стали самым крупным источником дохода для госказны. В итоге в этой войне приняло участие около 350 тыс. южнокорейских солдат (с 11 сентября 1964 года по 23 марта 1973 года). Одним словом, для Кореи международная обстановка сложилась благоприятной благодаря ее активному участию в конфликте (при этом существующие проблемы между Вьетнамом и Кореей из-за действий последней во время этого кровопролития - тема для отдельной статьи).   

Во-вторых, несмотря на непопулярность шага, в 1965 году генерал Пак принял ключевое решение о нормализации отношений с бывшей метрополией – Японией, не без подсказки со стороны Америки. Благодаря этому Сеул получил $800 млн в виде «финансовой компенсации» от Токио за ущерб, нанесенный в годы колонизации в первой половине XX века ($200 млн на строительство сталелитейного завода «Похан», строительство дамбы «Соян», автотрассы Сеул – Пусан, другие инфраструктурные проекты; гранты на $300 млн для импорта сырья для производства, развития сельского и рыболовного хозяйства и т.д.; $300 млн в «частные трастовые компании» – private trusts). Ключевым здесь является трансферт ноу-хау и соответствующих производственных технологий со стороны Токио для реализации вышеупомянутых проектов. На тот момент ВВП страны составлял $2,5 млрд, а объем внешнего товарооборота – около $500 млн.

Эти средства и ресурсы послужили основой для финансирования трансформации экономики Кореи.  Следует здесь добавить, что Корея заплатила сполна за все эти финансовые компенсации.

Не бывает «хороших» империй. Империя всегда подчиняет своей воле, применяет силу и насилие для достижения своих целей. Как не бывает и «добровольного присоединения» к империи.  Последнее относится к максиме «разделяй и властвуй» и используется для ослабления народов изнутри.

Соседство с Японией, с одной стороны, весьма негативно повлияло на судьбу страны, если учитывать исторические войны между соседями и последующую колонизацию Кореи.

Тем не менее наличие Японии в качестве соседа подстегивало процесс быстрого роста Кореи. Токио выступал (это актуально до сих пор) в качестве своеобразного раздражителя или стимула, так как руководству Кореи было принципиально важно «догнать и перегнать» бывшую метрополию, в первую очередь по уровню жизни населения, экономике и технологическому прогрессу.  Тем не менее во время холодной войны Вашингтон и Токио поддерживали Сеул без особых колебаний в целях противостояния распространению идей коммунизма и обеспечения баланса интересов на соответствующих уровнях.

И все же Корея добилась успеха в развитии экономики, прежде всего благодаря собственным усилиям, творческой энергии и трудолюбию народа, жесточайшей дисциплине госаппарата и управленческому таланту генерала Пак Чжон Хи. Хотя сегодня можно услышать много критики в его адрес, одно является бесспорным: он был патриотом своей родины и сделал все для построения эффективной индустриальной державы в кратчайшие исторические сроки (он был президентом Кореи в 1961-1979 годы). Безусловно, он допустил и немало ошибок, которые лежат в сфере внутренней политики и обеспечения прав и свобод граждан.

В региональном и глобальном контексте следует признать и бесспорную роль США. Она проявилась следующим образом:

1. В ходе известных конференций между великими державами в ходе Второй мировой войны США настояли на том, чтобы хотя бы часть Корейского полуострова была недоступна для коммунистических экспериментов. Вашингтон способствовал тому, чтобы появилось второе корейское государство на юге полуострова для того, чтобы защитить Японию и себя от «красной чумы» (именно так выражались представители США в данном контексте).

2. Вашингтон способствовал проведению выборов и принятию других мер, предшествовавших провозглашению Республики Корея. США всесторонне поддерживали правительство и народ Южной Кореи путем предоставления различных субсидий и государственных займов для финансирования важных госпрограмм в течение многих лет. В 1954-1959 годах США предоставили правительству Кореи около $1,5 млрд в виде субсидий и «займов развития».

3. Особое усердие американцы проявили в ходе Корейской войны. Они вступили в войну, получив при этом мандат Совета Безопасности ООН, и возглавив широкую международную коалицию. 63 государства – члена ООН оказали содействие Югу в отражении нападения со стороны Севера. При этом главную роль сыграли США (на пике войны там находилось 327 тыс. американских солдат).  Десантирование американских войск под командованием генерала МакАртура на Чемульпо (нынешний Инчхон) предопределило исход войны. Благодаря содействию со стороны коалиционных сил были освобождены южнокорейские территории, на которых в скором времени появилась необходимая инфраструктура для будущего динамичного роста страны. 

4. С этого момента американский контингент начинает базироваться на территории Юга с тем, чтобы обеспечить не только безопасность Южной Кореи, но и стратегический баланс сил в региональном и глобальном контексте. Это позволило южнокорейской стороне набраться сил, создать современную армию с помощью США, сэкономить значительные средства, перенаправив их для нужд экономики.

5. Однако в контексте развития Кореи главным является следующее. К тому времени был у США был сформирован имидж страны, обладающей своеобразным ноу-хау по взращиванию успешных современных систем для страдающих от поствоенных синдромов государств (имеется в виду прежде всего Германия и Япония).

Мудрость Пак Чжон Хи заключалась в том, что он смог уловить этот момент и использовать его на все 100% в интересах своей страны. Остальное было, как говорится, делом техники: пятилетние планы, поэтапное развитие различных сфер экономики по схеме «от простого к сложному».

Генерал Пак подчинил «все и вся» логике индустриализации. Для развития села администрация Пак Чжон Хи организовала движение «Сэмаыль» («Новая деревня»), сутью которой являлась поднятие сельских округов путем объединения усилий жителей на основе принципа «опора на собственные силы». При этом государство ограничивалось в основном моральной поддержкой деятельности данного движения.

Демократизацию Пак Чжон Хи оставил на потом, сфокусировав все свое внимание на одном-единственном вопросе - создание мощной индустриальной базы государства. В чем он и преуспел. Процесс демократизации начался после его смерти и совпал по времени с перестройкой и гласностью в СССР, то есть ближе к Олимпиаде 1988 года в Сеуле. И здесь на авансцену вышел лауреат Нобелевской премии мира, политический боец со стажем президент Ким Дэ Чжун. Его «сберегла» в интересах «стратегического баланса» уже во внутренней политике Южной Кореи все та же Америка.

В чем «мораль всей этой басни» для нас:

1. Важно не столько иметь большие стратегические цели, сколько проявить настоящий патриотизм и волю к достижению поставленных целей. При этом важно начинать с понятных и исполнимых простых задач. А реализация должна быть основана на дисциплине, прежде всего на ее финансовой составляющей.  

2. Решение таких глобальных задач невозможно представить без энтузиазма и активных усилий со стороны граждан.

3. Принципиально важно иметь деловой настрой, полезных и позитивных союзников, желательно с большими возможностями и ресурсами. Одним из наиболее важных качеств для страны является ее умение использовать выгодную для себя глобальную и региональную конъюнктуру, тем более в условиях нынешней глобализации. В частности, Вашингтон и Токио сыграли ключевую роль в модернизации южнокорейской экономики, так как Сеул смог воспользоваться их возможностями в науке и развитии технологий, так же как емкими рынками этих двух экономических гигантов.

Сеул извлек большую для себя пользу от так называемых процессов открытия Китая в конце 1970-х, когда начались весьма актуальные реформы под руководством настоящего мудреца Дэн Сяопина. Сейчас Пекин является основным внешнеторговым партнером Сеула.

4. И последнее. У американцев есть выражение «can do spirit» (человек с сильным духом перед лицом проблемы говорит себе: «это мне под силу» или «я это смогу сделать, решить, преодолеть»). Южнокорейский аналог звучит как «халь су итта» (поскольку казахский и корейский входят в одну урало-алтайскую группу языков, по-казахски это звучит еще более органично: «қолымнан келеді»).

Мне кажется, что и нам под силу осуществить подобные программы. Главное - иметь надежных партнеров и захотеть.

Дулат Бакишев, эксперт по международным отношениям

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5543 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
28 ноября родились
Тимур Бимагамбетов
экс-директор по операционным добывающим активам АО НК «КазМунайГаз»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить