Как сохранить солидарность в области здравоохранения для обеспечения безопасности

15219

Пандемия коронавируса нанесла удар по глобальной системе здравоохранения

ФОТО: pexels.com/ Фотограф: Karolina Grabowska

Открывая в прошлом месяце вторую ежегодную программу ООН «Момент достижения ЦУР», посол доброй воли ЮНИСЕФ Приянка Чопра Джонас подчеркнула роль солидарности в качестве движущей силы перемен. «Глобальная солидарность важна, как никогда прежде», сказала она. «Вместе у нас есть уникальная возможность изменить мир, в котором мы живем».

Хотя Чопра Джонас имела в виду борьбу с изменением климата, это мнение можно применить и ко множеству других глобальных проблем. Солидарность необходима для решения многих самых насущных проблем человечества. Однако для обеспечения безопасности в области здравоохранения это имеет решающее значение.

По прошествии двух с половиной лет COVID-19 мировые системы здравоохранения трещат по швам. Несмотря на то, что конец пандемии может быть близок, вирус все еще продолжает бушевать. Более того, обезьянья оспа была официально объявлена ​​чрезвычайной ситуацией международного масштаба в области общественного здравоохранения, а случаи заболевания полиовирусом вакцинного происхождения были зарегистрированы более чем в 30 странах, включая Соединенные Штаты и Соединенное Королевство. Во времена, когда инфекционные заболевания могут распространяться по всему миру за считанные часы, глобальная солидарность важна как никогда.

Всем понятно, что это означает. Люди, живущие на пути приближающегося лесного пожара, должны принять совместные усилия, чтобы его потушить. То же самое относится к глобальной безопасности в области здравоохранения. В 1966 году – в разгар Холодной войны – Соединенные Штаты объединились с Советским Союзом, чтобы покончить с оспой и корью. Это сотрудничество, в свою очередь, побудило ВОЗ возглавить программу искоренения заболевания.

Из этой истории следует извлечь важные уроки. Во-первых, глобальная солидарность в области здравоохранения может привести к неожиданным союзам. США и Советский Союз были соперничающими сверхдержавами, но они отложили на время Холодную войну для того, чтобы сосредоточиться на искоренении болезни, которая поражала человечество более 3000 лет.

Более того, возложение ответственности на ВОЗ, глобальную организацию, обеспечило свободный доступ к вакцине против оспы для каждой страны, без того, чтобы более богатые страны накапливали дозы. Последний случай оспы был выявлен в Сомали в 1977 году, через десять лет после начала программы, а три года спустя ВОЗ объявила об искоренении этой болезни. Все усилия обошлись в $300 миллионов, но, по оценкам, они позволили сэкономить более $1 миллиарда в год.

Полиомиелит – еще одна болезнь, которая близка к искоренению благодаря скоординированным глобальным усилиям. В 1985 году «Ротари Интернэшнл», насчитывающая 1,4 миллиона членов по всему миру, начала всемирную кампанию по иммунизации детей против полиомиелита. Три года спустя на Всемирной ассамблее здравоохранения ВОЗ была учреждена Глобальная инициатива по ликвидации полиомиелита (ГИЛП). Многие страны присоединились к этой инициативе, предоставив средства и мобилизовав агентства и общины. За 34 года с момента своего основания ГИЛП снизила глобальную заболеваемость полиомиелитом более чем на 99%, предотвратила паралич более чем у десяти миллионов человек и иммунизировала 2,5 миллиарда детей.

Кажется, мы забыли эти уроки. В отличие от согласованных глобальных усилий по ликвидации оспы и полиомиелита, реакция на COVID-19 характеризуется националистической ограниченностью интересов. Пандемия является глобальным бедствием, которое унесло жизни более шести миллионов человек, и по меньшей мере 100 миллионов человек перенесли так называемый затяжной COVID. Но на этот раз вместо того, чтобы координировать свои действия, развитые страны сосредоточились на смягчении его последствий в пределах своих границ. Богатые западные страны заняли позицию «осадного» менталитета, накапливая средства индивидуальной защиты, вакцины и лекарства, и оставляя более бедные страны довольствоваться крохами.

С другой стороны, Африка выступила инициатором наиболее скоординированных в мире мер реагирования на COVID-19, мобилизовав ресурсы региональных институтов, таких как Африканский союз, и содействуя налаживанию партнёрских отношений на местном уровне. Борьба с такой пандемией, как COVID-19, требует аналогичного уровня сотрудничества в глобальном масштабе.

Альянс глобального доступа к вакцине против COVID-19 (COVAX) должен был стать координационным механизмом, для содействия активизации глобальных усилий по вакцинации и обеспечения доступа к вакцинам для стран с низким уровнем дохода. Но COVAX столкнулся с постоянной нехваткой финансирования и изо всех сил пытался получить дозы вакцин. В недавнем интервью Харрис Глекман, бывший руководитель нью-йоркского отделения Конференции ООН по торговле и развитию, заявил, что COVAX позволяет корпоративным интересам использовать процессы ООН для защиты своей прибыли без учета социальных издержек.

Проще говоря, вакцинный национализм убивает уязвимых людей. Майк Уилан из Коалиции за инновации в области обеспечения готовности к эпидемиям – фонда, который помог запустить COVAX – признал это в ходе недавней панельной дискуссии.

Ответ на обезьянью оспу является еще одним примером того, как вакцинный национализм вредит глобальной безопасности в области здравоохранения. Африканские страны боролись с обезьяньей оспой на протяжении десятилетий, но эта болезнь не привлекала внимания международного сообщества ровно до тех пор, пока случаи заболевания не начали появляться на Западе. Первый случай заболевания в Нигерии был зарегистрирован в 1972 году, а с 2017 года такие случаи выявляются ежегодно. Вместе с тем, даже несмотря на то, что в развитых странах проводится вакцинация населения от этой болезни, африканские страны все еще ждут получения своих доз.

Шанс чтобы стать лучше уже не за горами. Недавно органы здравоохранения Уганды объявили о вспышке лихорадки Эбола после того, как случай заражения был подтвержден в стране в округе Мубенде. Чтобы сдержать эту вспышку необходима глобальная солидарность. Страны с более высоким уровнем дохода должны взять на себя инициативу по разработке механизмов выявления и реагирования. А такие глобальные институты, как ООН и ВОЗ, должны противостоять национализму, содействуя равенству и справедливости.

Вместе мы сможем остановить вспышки заболеваний до того, как они начнут распространяться. В одиночку это всегда намного сложнее. Как гласит пословица Игбо, когда твой дом горит, не надо охотиться на крыс.

Ифеани М. Нсофор, старший научный сотрудник New Voices в Институте Аспена, научный сотрудник Global Atlantic по вопросам справедливости в отношении здоровья в Университете Джорджа Вашингтона и научный сотрудник по инновациям в PandemicTech.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить