Как развивающимся странам найти выход из долгового кризиса

18111

Международная ассоциация развития должна иметь больше инструментов для преодоления этой ситуации

ФОТО: Depositphotos/Tom934

В 2023 году проблема кризиса суверенного долга занимала центральное место в повестке дня весенних совещаний Всемирного банка и Международного валютного фонда, причем все внимание было обращено на Китай, крупнейшего кредитора развивающегося мира, и на Международную ассоциацию развития (МАР), банковский фонд для беднейших стран. Поскольку многие страны с низким уровнем дохода уже находятся в состоянии дефолта или подвержены высокому риску дефолта, Китай не хочет списывать стоимость своих кредитов и настаивает на том, чтобы многосторонние институты, включая МАР, разделили бремя наряду с другими кредиторами, что является спорной позицией противоречащей конвенции.

Существуют веские аргументы против участия МАР в реструктуризации долга. Ее кредиты являются в высшей степени льготными, со средним грант-элементом 50% по сравнению с 0% для рыночных займов и 18% для китайского долга. В последние годы ее обязательства резко возросли перед лицом многочисленных потрясений, достигнув в 2022 году $42 миллиардов. Более того, она предоставляет свое финансирование в виде грантов, а не кредитов, странам с высокой задолженностью – так называемое «предварительное неявное облегчение бремени задолженности». Было бы крайне несправедливо по отношению к поддерживающим ее налогоплательщикам, если бы МАР помогала другим кредиторам не один, а два раза.

В ходе Круглого стола по вопросам Глобального суверенного долга, который был центральным элементом весенних встреч, посвященных содействию процессу реструктуризации долга, Китай, видимо согласился с предложением банка о предоставлении большего объема кредитов посредством МАР вместо того, чтобы сокращать непогашенную задолженность. Это соглашение еще предстоит прояснить, но оно может быть взаимовыгодным: сотрудничество Китая с МВФ в сочетании с более льготным финансированием со стороны многосторонних банков развития будет иметь большое значение для того, чтобы поставить беднейшие страны на путь более экологичного и устойчивого роста.

Что касается МАР, то в настоящее время вопрос заключается в том, как реализовать это соглашение на практике таким образом, чтобы помочь ей восстановить свою финансовую основу и эффективность. Глобальный долговой кризис ослабляет три основных способа финансирования деятельности МАР: обслуживание долга по прошлым кредитам ($7 млрд в 2022 году), взносы доноров (около 25 млрд долларов каждые три года) и рыночные займы.

Во-первых, предоставление грантов сокращает будущие платежи по обслуживанию долга. С 2010 года МАР предоставила грантов на сумму $81 миллиард. Если бы это были займы, текущий портфель МАР в размере $180 миллиардов был бы почти на 50% больше, что привело бы к увеличению потоков платежей по обслуживанию долга и значительному укреплению ее кредитоспособности. До тех пор, пока будет сохраняться долговой кризис, приводящий к увеличению числа выдачи новых грантов, баланс МАР будет продолжать страдать.

Во-вторых, выплаты МАР в настоящее время утекают к двусторонним и частным кредиторам. Проведенные недавние эмпирические исследования показывают, что в 2021 году в странах с крупной задолженностью один доллар чистого трансферта от МАР был связан с 60 центами чистого оттока средств другим кредиторам. И наоборот, в странах с небольшой задолженностью выплаты МАР стимулируют приток средств из других источников кредиторов. Таким образом, непосильное долговое бремя снижает эффективность МАР. Без прогресса в решении проблемы долговой задолженности увеличение донорских взносов представляется маловероятным, что еще больше сокращает кредитоспособность МАР.

Таким образом, благополучие МАР требует быстрого разрешения долгового кризиса. Разделение бремени реструктуризации долга может помочь ускорить прогресс. Для этого нужно смотреть вперед, а не оглядываться назад.

Предположим, например, что вклад МАР был определен с использованием правил сопоставимости условий реструктуризации (CoT), основанных на прошлых выплатах. Прямое применение традиционной формы правил в случае Замбии, которая пыталась реструктурировать свой долг после дефолта в 2020 году, означало бы сокращение на 44% для всех кредиторов, включая МАР. Это привело бы к убыткам в размере $335 миллионов. Более справедливый метод позволил бы сократить задолженность МАР только в том случае, если займы других кредиторов будут списаны до такой степени, что они станут в равной степени льготными. Это более справедливое правило приведет к убыткам в размере $234 миллионов. По нашим оценкам, аналогичный подход ко всем странам с низким уровнем дохода, которые в настоящее время находятся в бедственном долговом положении, обойдется МАР в сумму от $3,5 до $7,6 млрд.

В зависимости от того, какое правило будет использоваться, эти взносы приведут к увеличению льготного кредитования Замбии на 70–100% в течение следующих трех лет. Для всех стран, переживающих долговой кризис, предполагаемые дополнительные займы будут меньше, в диапазоне 20–40% сверх текущих выплат МАР.

Однако основная проблема ретроспективного подхода связана с тем, что он игнорирует тот факт, что МАР не является обычным кредитором. В течение следующего десятилетия МАР будет предоставлять крупные льготные чистые трансферты, которые включают в себя больше грантов, чем потери, связанные с обоими правилами CoT. Например, нынешний объем грант-эквивалентных аллокаций МАР для Замбии на следующее десятилетие составят более $1 миллиарда, что намного больше, чем потери, подразумеваемые правилами CoT (хотя потери, оцененные нами преувеличены, поскольку они игнорируют тот факт, что МАР ранее предоставляла крупные гранты в дополнение к льготным кредитам).

Наилучшим способом облегчить быстрое разрешение долгового кризиса является увеличение будущих взносов. В случае Замбии текущий анализ приемлемости долга основан на темпах роста в 4,5%. Если бы МАР увеличила свои выплаты, Замбия быстрее вышла бы из долгового кризиса, а потери, понесенные кредиторами, были бы меньше — именно этого результата пытается добиться Китай в текущих переговорах.

Это решение также соответствует стремлению Всемирного банка увеличить свой финансовый потенциал в рамках предпринимаемых им постоянных усилий по расширению масштабов деятельности. В этом контексте прозвучали призывы удвоить финансирование МАР в течение пяти лет. Это позволило бы увеличить объем выплат странам, страдающим от чрезмерной задолженности, что, в свою очередь, ускорило бы их восстановление. Но МАР уже находится под давлением, израсходовав большую часть ресурсов своего текущего цикла финансирования, который заканчивается в середине 2025 года. Чтобы начать увеличивать объем своего финансирования, ей нужны новые ресурсы. Новый антикризисный механизм банка, входящий в состав МАР, стал бы идеальным инструментом.

Когда в июне заинтересованные стороны вновь соберутся на Саммите по Новому глобальному финансовому пакту, им следует сосредоточиться на ускорении переговоров о реструктуризации долга и расширении кредитных возможностей МАР. Продвижение к каждой цели потребует прогресса в достижении другой. Если не будут предприняты усилия в обоих направлениях, нынешний порочный круг будет только сохраняться.

Исхак Диван, директор по исследованиям Лаборатории финансов для развития

Филипп Ле Уэру, бывший генеральный директор Международной финансовой корпорации, член группы Всемирного банка и крупнейшего глобального института развития, ориентированного на частный сектор в развивающихся странах

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить