Как раскрепостить экономику Алжира

9592

Перед Алжиром стоит геркулесова задача преобразования экономики ради удовлетворения настоятельных требований молодого, увеличивающегося и всё более беспокойного населения. Несмотря на благоприятную демографическую ситуацию в стране, её экономика по-прежнему почти целиком зависима от нефти и природного газа, на долю которых приходится 95% товарного экспорта

Фото: pixabay.com

Чтобы создать достаточное количество рабочих мест для миллионов, которые вскоре выйдут на рынок труда, экономика страны должна расти более чем на 6% ежегодно в течение нескольких ближайших лет. Однако в 2018 году темпы роста ВВП составили жалкие 1,5%, а, согласно прогнозам, в обозримом будущем они не будут превышать 2%.

Именно поэтому власти Алжира обязаны предпринять срочные меры по либерализации и укреплению экономики, а также заложить основы для улучшения социальной интеграции. В частности, им следует усилить конкуренцию, подстегнуть процесс создания цифровой экономики, реструктурировать государственные предприятия страны.

Экономика Алжира бежит на месте: большинство крупнейших компаний и банков до сих пор находятся в руках государства. Кроме того, политика стимулирования конкуренции и процесс создания антимонопольных механизмов находятся в начальной стадии, а законодательная и судебная системы пока слабо помогают этой работе.

Барьеры входа на рынок высоки, что помогает объяснить, почему большинство алжирцев работают в неформальном секторе, получая низкие зарплаты и не имея социального страхования. Непроницаемые рынки страны отпугивают прямые иностранные инвестиции, особенно в трудоёмкие отрасли сектора услуг, такие как туризм и индустрия гостеприимства.

В соответствии с устаревшим общественным договором, который восходит ко времени обретения Алжиром независимости от Франции в начале 1960-х годов, малопродуктивное перераспределение доходов превратилось в единственный мотор экономического развития страны. Однако выяснилось, что поощрение и защита так называемых «национальных чемпионов», которые зачастую являются госкомпаниями, а также высокий уровень занятости в госсекторе и тотальное субсидирование являются разочаровывающе неэффективной формулой устойчивого роста.

Чтобы помочь людям и экономике достичь их полного потенциала, абсолютно необходимы рыночные силы и конкуренция. Но, как и в других странах арабского мира, подобные идеи с трудом находят поддержку в Алжире. Слишком часто оказывается, что могущественная элита устанавливает контроль над попытками экономической либерализации, а это ослабляет народную поддержку подобных перемен. Однако если рыночные реформы сопровождаются введением норм регулирования  аффилированности («arm’s-length regulation») и поддерживаются усилением правовой системы, они позволяют предотвратить закрепление позиций олигархии. Это помогло бы создать равные возможности и укрепить социальную сплочённость.

Помимо этого, Алжиру необходимо создавать передовую цифровую экономику, которая бы повысила темпы экономического роста и обеспечила рабочими местами технически продвинутую молодёжь. Как и их сверстники в других арабских странах, молодые алжирцы активны в социальных сетях; почти у всех них есть мобильные телефоны или смартфоны. Но хотя они хорошо знают Facebook и Instagram, их доступ к финансовым платёжным приложениям, подобным PayPal, ограничен, потому что избыточная зарегулированность банковской и телекоммуникационной отрасли страны потворствует существующим компаниям, удушает конкуренцию и стимулирует сговор на рынке. В итоге большинство алжирцев не имеют возможности заказывать товары и услуги онлайн или переводить деньги так, как делают их сверстники в развитых странах.

Создание цифровой экономики в Алжире потребует экстраординарных усилий, аналогичных «полёту на Луну». В первую очередь, властям следует повысить качество широкополосной сети, сделать интернет более доступным, создать цифровые и мобильные платёжные системы. Все эти цифровые общественные блага столь же важны для новой экономики услуг, как и электростанции для традиционной экономики.

Улучшение коммуникаций создаст новые виды деятельности, разрушит барьеры входа на рынок (начиная с критически важных отраслей транспорта, дистрибуции и логистики), поможет развивать электронную коммерцию, сближая городские и сельские регионы. Помимо этого, подключённость к интернету позволит упростить отслеживание государственных расходов, ограничить бюрократические барьеры, улучшить системы здравоохранения и образования, причём как в богатых, так и более бедных районах.

Наконец, Алжир обязан реорганизовать госпредприятия, так чтобы смог процветать подлинно частный сектор. Для этого нужно снижать входные барьеры в секторе коммунальных услуг и других отраслях, а также создать специальный орган регулирования и надёжную систему правоприменения для стимулирования конкуренции.

Власти должны стремиться к прозрачности в вопросах бюджетных трансфертов госпредприятиям, а также избегать подводных камней, возникающих из-за мягкости бюджетных ограничений, что может привести к более высоким, чем ожидалось, размерам госрасходов. Им также следует повышать качество управления госпредприятиями, чтобы усилить независимость менеджмента, его ответственность и эффективность. Это, в свою очередь, позволило бы снизить потенциальное бремя, которое создают для бюджета подобные предприятия своими непредусмотренными обязательствами, например, получая гарантии по кредитам, которые государству придётся погашать в случае их дефолта.

Частные компании могли бы помочь экономике Алжира совершить технологический скачок, который нужен для повышения производительности. А власти должны их поощрять, в том числе с помощью партнёрств, соединяющих частные компании с госпредприятиями.

И здесь европейские гиганты сектора коммунальных услуг могли бы послужить примером. С тех пор как более двух десятилетий назад Евросоюз начал либерализацию сектора электроэнергетики (а также благодаря Парижскому климатическому соглашению 2015 года), эти гиганты стали активно вкладываться в возобновляемую энергетику, а также в дигитализацию своих услуг. Начав осваивать колоссальный солнечный потенциал Алжира, энергокомпании и госпредприятия смогли бы превратить возобновляемые источники энергии в новую нефть.

Экономические и социальные проблемы Алжира очевидны, а властям приходится их решать в период возросшей политической неопределённости. Но учитывая нынешние настроения в стране, им, по всей видимости, следует действовать очень быстро.

Рабах Арезки, главный экономист отдела стран Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) во Всемирном банке

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить