Как противодействовать большой стратегии Путина

11378

Почему США должны намного активней давать отпор России

ФОТО: © kremlin.ru

ВАШИНГТОН – В 1965 году, в разгар холодной войны, на американском телевидении состоялась премьера комедийного сериала «Напряги извилины» («Get Smart»). Главным героем этого популярного шоу был неловкий секретный агент Максвелл Смарт, представлявший американское агентство контрразведки CONTROL, которое боролось с заклятым врагом – организацией под названием KAOS, одним из агентов которого почти всегда был кто-нибудь из русских.

Сегодня, как отмечается в новом исследовании корпорации RAND, Россия представляет собой «хорошо вооружённое государство-изгоя, стремящееся подорвать международный порядок, в котором она уже не надеется господствовать». Иными словами, потеряв контроль, она стремится посеять хаос.

Администрация президента США Джо Байдена знает об этой российской угрозе. Но, судя по недавним коммюнике «Большой семёрки» и НАТО, она сосредоточилась в первую очередь на вопросе российских кибератак на американские и европейские цели. Этого явно недостаточно, поскольку Россия реализует глобальную большую стратегию по расширению своего влияния и подрыву либерального мирового порядка.

Эта российская стратегия предусматривает, во-первых, вмешательство в уже начавшиеся конфликты с целью поддержать правительства или военные силы, враждебные Западу. Например, в Центральноафриканской Республике Россия оказывает военную и политическую поддержку президенту Фостену-Аршанжу Туадере. В обмен российским компаниям разрешается добывать золото и алмазы.

В Ливии правительство России и его военные наёмники, подобные группе Вагнера, поддерживают повстанческого генерала Халифа Хафтара, главнокомандующего Ливийской национальной армией и врага правительства национального согласия, которое признано ООН. Благодаря этому, Россия получила доступ к нефтяной, транспортной и оборонной отраслям в Ливии. Россия применяет такую же стратегию в странах Западной Африки, например в Мали, где Франция стремится сократить своё присутствие.

Второй элемент большой стратегии России – продажа оружия. В Юго-Восточной Азии Россия продаёт оружие Камбодже, Индонезии, Лаосу, Малайзии, Мьянме и Вьетнаму. На Ближнем Востоке, откуда США уходят, Россия фактически открыла оружейный базар. В 2017 году Объединённые Арабские Эмираты закупили российского оружия на сумму более $700 млн во время Международной оборонной выставки и конференции (IDEC). Египет также увеличивал закупки российского оружия на протяжении последних десяти лет. После того как в начале года администрация Байдена временно приостановила продажу оружия Саудовской Аравии, это королевство обратило взоры на Россию.

Такое изобилие оружейных контрактов объясняется тем фактом, что России нужны деньги. Её экономика страдает от западных санкций и кризиса Covid-19. Однако к началу 2020 года у России были подписаны договоры о военном сотрудничестве с 39 странам, а это значит, что её мотивы не являются исключительно коммерческими.

Третий элемент большой стратегии России (возвращающий к советской тактике времён холодной войны) – поддержка бывших колоний, которые дают отпор «империалистическим хозяевам» и их либеральному миропорядку. Например, в мае на встрече с коллегой из Сьерра-Леоне министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил, что «Россия, СССР внесли серьёзный решающий вклад в поддержку борьбы с колониализмом». Сегодня, продолжал Лавров, Россия уверена: «африканским проблемам – африканские решения»; она поддерживает требование развивающихся стран повысить свою представленность в Совете безопасности ООН. Хотя данное обещание ещё предстоит поддержать действиями, такая декларация явно нацелена на то, чтобы провести различие между Россией и западными странами, сопротивляющимися реформам.

Россия также продвигает идеи борьбы с колониализмом в Латинской Америке. По данным EUvsDisinfo, в социальных сетях у испаноязычных аккаунтов российских СМИ, финансируемых государством, RT и «Спутник» более 26 млн подписчиков. Среди сюжетов, которые распространяет Кремль, сообщения о том, что США блокируют поставки «Спутника V», российской вакцины от Covid-19, в Латинскую Америку.

А теперь ещё и российское информационное агентство ТАСС объявило о планах запустить бесплатную новостную ленту на испанском языке. Оно утверждает, что это сделано в ответ на множество просьб о «новостях, отражающих российскую точку зрения», на национальных языках. «В настоящее время, – заявил гендиректор ТАСС Сергей Михайлов, – это пространство заполнено односторонней информацией зарубежных СМИ, зачастую враждебной и России, и народам самих стран».

США обязаны намного активней давать отпор России. Да, сегодня Россия уже не является той супердержавой, которой она когда-то была, но российский президент Владимир Путин доказал свою ловкость в исполнении роли международного спойлера-оппортуниста. США обязаны дать ответ с помощью стратегии, которая будет затрагивать весь спектр подрывной тактики России.

Для этого абсолютно необходима мягкая сила, а усилия, направленные на победу над пандемией Covid-19, открывают золотой шанс нарастить её. Америка признаёт важность вакцинации мира. Но помимо объединения усилий богатых стран с целью гарантировать поставки вакцин по всему миру, руководство США обязано мобилизовать ресурсы для укрепления систем здравоохранения в развивающихся странах в долгосрочной перспективе.

США должны также стараться завоевать доверие населения тех стран, где правительства сегодня покупают оружие у России. Байден уже представил сильную программу антикоррупционных мер. Ему следует также подумать о создании глобальной коалиции правительств, корпораций и представителей гражданского общества для разработки и использования технологических инструментов, позволяющих гражданам напрямую участвовать в контроле за работой своих правительств. Например, организации гражданского общества используют технологии для борьбы с вирусной дезинформацией, распространения точных данных с учётом национальных условий, расширения возможностей граждан в отношениях с государственными учреждениями. Такая мобилизация может послужить примером для будущих усилий по повышению ответственности правительств.

Наконец, для противодействия растущему влиянию как России, так и Китая, Западу нужно разработать стратегию создания более инклюзивной международной системы. В первую очередь это означает, что надо полностью поддержать идею расширения Совета безопасности ООН и гарантировать участие намного более широкого спектра глобальных игроков в формировании международного порядка. Стоит изучить и другие формы международного сотрудничества, например, «центры социальных инноваций» («impact hubs»), которые ориентируются на сеть множества заинтересованных лиц, а не национальные государства.

Россия играет в глобальную игру, а США и Европа настолько заняты защитой собственных углов, что оставляют множество целей широко открытыми. Лишь с помощью глобальной стратегии противодействия, включающей модель более инклюзивной международной системы, у США и Европы появится шанс сохранить контроль на поле. Им надо напрячь извилины.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить