Как помочь развивающимся странам не скатиться в нищету и получить вакцину

9900

КЕМБРИДЖ (США) – Наблюдающийся в последние годы рост националистических настроений в странах развитого мира поразителен тем, что он начался ровно в тот момент, когда многие из наиболее насущных проблем, например, изменение климата или пандемия Covid-19, фундаментально являются глобальными проблемами, которые требуют глобальных решений

ФОТО: pixabay.com

А недовольство, закипающее среди граждан стран с низким уровнем вакцинации (фактически речь идёт о двух третях человечества, живущими за пределами развитых стран и Китая), уже очень скоро может горько аукнуться богатому миру.

Амбициозные планы президента США Джо Байдена по сокращению неравенства в Америке следует приветствовать – при условии, что администрация сумеет покрыть необходимые долгосрочные затраты путём повышения налогов или темпов роста экономики, а это два очень больших «если». То же самое можно сказать и о меньшей по размерам, но тоже значительной программе «Следующее поколение ЕС», которая призвана помочь странам Евросоюза, непропорционально сильно пострадавшим от пандемии, в том числе Италии и Испании.

Те 16% мирового населения, которые живут в развитых странах, пережили очень суровую пандемию, но сегодня они уже видят восстановление экономики на горизонте. Тем временем Китай, на долю которого приходится ещё 18% мирового населения, стал первой в мире страной с крупной экономикой, которая сумела полностью восстановиться, в основном благодаря лучшей подготовленности к пандемии, а также более широким возможностям государства в борьбе с коронавирусом.

А что же со всеми остальными? Как подчёркивает Международный валютный фонд в апрельском выпуске «Перспективы развития мировой экономики», сегодня наблюдается опасная глобальная дивергенция. Не исключено, что жуткая волна Covid-19 в Индии лишь показывает нам, что будет происходить дальше в значительной части развивающегося мира, где нищета растёт взрывными темпами. Большинство стран мира вряд ли вернутся к допандемическому уровню ВВП ранее конца 2022 года (как минимум).

Вплоть до сих пор XXI век был историей конвергенции развитых и развивающихся стран, темпы которой оказались намного выше, чем представлялось возможным в 1980-х и 1990-х годах. Но кризис Covid-19 сильно ударил по более бедным странам, а тем временем богатый мир начал осознавать тот факт, что успехи в сдерживании пандемии и надвигающейся климатической катастрофы во многом будут зависеть от усилий развивающихся стран. Это тем более касается сотрудничества, которое может понадобиться для борьбы с террористическими группировками и государствами-изгоями в мире, закипающим из-за глобального неравенства – оно стало наглядно очевидным во время пандемии.

Ситуация усугубляется тем, что значительная часть развивающегося мира, в том числе страны с новой экономикой, вступили в пандемию с резко возросшим размером внешнего долга. Если в развитых странах процентные ставки «овернайт» могут быть нулевыми или отрицательными, то в развивающихся странах они в среднем выше 4%, при этом долгосрочные заимствования (то есть средства, необходимые для развития) стоят намного дороже. Ряд стран, в том числе Аргентина, Замбия и Ливан, уже объявили дефолт. И число таких стран может сильно увеличиться, когда неравномерное восстановление мировой экономики начнёт толкать вверх глобальные процентные ставки.

Как же тогда обедневшие страны смогут оплатить вакцины от Covid-19 и расходы на экстренную помощь, а тем более на переход к зелёной экономике? Всемирный банк и МВФ находятся сейчас под колоссальным давлением, от них требуют решений. По крайней мере, обе организации хорошо справляются с задачей объяснения сути проблемы. Но у них нет финансовой структуры, необходимой для решения проблем подобного масштаба. В краткосрочной перспективе может помочь новое распределение специальных прав заимствования (резервного актива МВФ), но этот инструмент слишком сырой, он плохо приспособлен для рутинного использования.

Бреттон-Вудские институты, учреждённые в конце Второй мировой войны, задумывались в первую очередь как кредитные организации. Но во время пандемии богатые страны начали напрямую выдавать гражданам денежные пособия, и то же самое надо сделать для развивающихся стран.

Увеличение размеров долга лишь усугубит тяжесть вероятных дефолтов после пандемии, особенно на фоне трудностей, связанных с определением старшинства среди разнообразных государственных и частных кредиторов. Джереми Бьюлоу (Стэнфордский университет) и я уже давно доказываем, что предоставляемые напрямую гранты чище, а значит и предпочтительней, чем кредитные инструменты.

Так что же надо делать? Для начала богатому миру следует избавить развивающиеся страны от расходов на вакцинацию, в том числе предоставив всё необходимое финансирование многостороннему механизму «Глобальный доступ к вакцинам от Covid-19» (COVAX). Эти издержки, измеряемые в миллиардах долларов, ничтожны в сравнении с теми триллионами, которые богатые страны тратят на смягчение последствий пандемии для их экономики.

Развитые страны должны не просто оплатить вакцины, но и предоставить достаточные субсидии и техническую помощь для их использования. По многим причинам (и не в последнюю очередь потому, что в будущем может начаться новая пандемия) такое решение является намного более эффективным, чем экспроприация интеллектуальной собственности у разработчиков вакцин.

Одновременно у развитых стран, которые готовы потратить триллионы долларов на развитие отечественной зелёной энергетики, должна найтись пара сотен миллиардов в год на поддержку аналогичного перехода в развивающихся странах. Эту помощь можно было бы финансировать с помощью углеродных налогов, а посредником здесь в идеале выступал бы Всемирный углеродный банк – новый глобальный институт, сфокусированный на задаче оказания помощи развивающимся странам в процессе декарбонизации.

Не менее важно, чтобы развитые страны оставались открытыми для глобальной торговли, поскольку это главный фактор снижения неравенства между странами. Правительства должны бороться с неравенством в своих странах, увеличивая размеры пособий и усиливая социальную защиту, а не воздвигая торговые барьеры, которые ставят в невыгодное положение миллиарды людей в Африке и Азии. Кроме того, этим людям принесёт большую пользу существенное расширение подразделения Всемирного банка, предоставляющего финансовую помощь – Международной ассоциации развития (IDA).

Сегодня борьба с внутренним неравенством выглядит политическим императивом. Однако реальным ключом к поддержанию геополитической стабильности в XXI веке является борьба с намного более сильным неравенством между странами.

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить