Мушкетёрам навредила любовь потомка д'Артаньяна к Казахстану

11628

По давней традиции Ассоциации мушкетёров, в сентябре в городке Кондом в Гаскони (Франция) проводится ежегодный сбор мушкетёров

Фото: Берлин Иришев
Церемония вступления в ряды мушкетеров.

Примерно 500 человек (все они известны своими делами и достижениями, отдают дань истории и прославляют аристократию) съезжаются на свой праздник со всего света. На шапитре (фр. сhapitre, капитул - общее собрание членов духовно-рыцарского ордена. – F) проходит посвящение новых кандидатов в мушкетёры, которые клянутся следовать принципу ассоциации – «Один за всех, и все за одного!».

Главой Ассоциации мушкетёров является единственный прямой потомок легендарного Д'Артаньяна - герцог Эмери де Монтескью Фезенсак д'Артаньян. Приставку д'Артаньян герцог получил пару лет назад решением Госсовета Франции, который признал, что он действительно является законным наследником исторической личности.

Александр Дюма, описывая в своих романах отвагу четырёх мушкетёров, создал бессмертный образ храброго д'Артаньяна и верного окружения короля Франции. Д'Артаньян был реальной исторической личностью и дослужился до звания маршала Франции. Этим романом писатель обессмертил себя. В 2002 его тело с воинскими почестями было перенесено на плечах мушкетёров в парижский Пантеон.

Дюма ревностно отслеживал историю своих героев в романах «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» и «Двадцать лет спустя». Но он наверняка не мог допустить, что через 200 лет на образ смелых мушкетёров будет брошена тень в далеком Казахстане.

Герцог Эмери де Монтескью – не только носитель храбрости и духа своих предков, но и высокообразованный интеллигент и джентльмен. Единственная его слабость – прекрасная половина человечества (впрочем, это тоже черта, доставшаяся от предков). Но это не мешало политической карьере герцога, который многие годы был сенатором Франции.

Моя личная дружба с де Монтескью вызвала его большой интерес к Казахстану. 4 января 1999 мне удалось вывести его на прямые контакты с главой нашего государства. С тех пор его отношение и любовь к Казахстану поддерживались постоянно на самом высоком уровне.

Во Франции все конференции и семинары по Казахстану в парламенте, сенате или в университетах Франции начинались с вступительной речи герцога Эмри. Никто другой не мог так превозносить нашу страну на небеса, как он. После одного такого симпозиума на обеде в Люксембургском дворце известный банкир выразил мне своё сожаление, что не родился казахом. Таким образом, Эмри наилучшим образом продвигал наши ценности – не только природные, но и человеческие – и оказался бесценным нашим политическим лоббистом в Европе. Казахстан мог рассчитывать не только на него самого, но и на членов его Ассоциации, куда входят политические деятели и монархи ряда стран.

Эмери де Монтескью во Франции воспринимался как реальный посол нашей страны. Неслучайно в 2010 он получил политический статус представителя президента Франции Николя Саркози в Центральной Азии. Это особо устраивало и казахстанскую сторону, поскольку усилились масштабы политического влияния и лоббирования нашей страны во Франции.

В дискуссиях по России герцог всегда принимал её сторону, а в мае 2015, комментируя ситуацию в Сирии и Иране, он высказался более чем однозначно: «Без России эти конфликты решить невозможно».

Во Франции, в отличие от некоторых других стран, категорически исключается смешение политической деятельности с материальными интересами. Этого принципа придерживался и Эмери де Монтескью. Однако этому не придавали значения в Казахстане, и он часто появлялся там, где речь шла о деловых отношениях и стратегических проектах. Ничего страшного в этом тоже нет, если интересы обеих сторон совпадают, но без вознаграждения участвующих в проектах сторон.

Оберегать честь и достоинство наших заграничных политических лоббистов и следить за тем, чтобы не перейти грань приличий, должен дипкорпус. Но, похоже, в случае с герцогом этот принцип был проигнорирован, и допущен перекос в интересах.

В 2012 во Франции разразился громкий политический скандал: людей из окружения Саркози обвинили в получении взяток при продаже вертолётов в РК. Расследование этого дела ещё не завершено, но в 2015 друг Казахстана лишился депутатской неприкосновенности, а затем и статуса сенатора Франции.

В этой стране иммунитет снимается только на основании очень серьёзных улик после заслушивания следовательской бригады парламентской группой. За ошибки следователи несут персональную ответственность. Сообщения о коррупционном скандале и снятии иммунитета были растиражированы во всех центральных и региональных масс-медиа Пятой Республики. Теперь о Казахстане наслышаны во всех уголках страны, и посольству РК во Франции нет необходимости тратиться из госбюджета на заказные фолианты о привлекательности страны, которые остаются невостребованными. Тем более что международные рейтинговые агентства чутко реагируют на политические скандалы и отражают их самым негативным образом.

В случае подтверждения фактов, которые изучают французские следователи, наша страна будет обвинена в нарушении Конвенции ОЭСР, запрещающей подкуп иностранных госслужащих и политических деятелей. Обвинение тяжелейшее, которое не делает чести ни одному государству.   

Впрочем, именно эти обстоятельства послужили одной из причин отказа «нормандской четверки» от Астаны как столицы переговоров для урегулирования военно-политического кризиса на Украине. Тем временем дипломаты Александра Лукашенко не дремали, разложили карты политических рисков для участвующих сторон, и политики полетели не в Астану, а в Минск. Сегодня по цитируемости в мировой прессе столица Белоруссии намного опережает столицу Казахстана. И вся эта мировая реклама Минска не стоит Батьке ни копейки, а он по умолчанию воспринимается как миротворец. Респект дипломатам Белоруссии.

В нашем же случае речь идет не только о сенаторе или герцоге, но и о потомке знаменитого д'Артаньяна, который благодаря Александру Дюма считается во всём мире образцом храбрости и верности дружбе. Девиз мушкетеров «Один за всех, и все за одного!» достоин любого джентльменского клуба и родился на основе легенд о храбрости мушкетеров и верности друзей.

Александр Дюма, тело которого покоится в Пантеоне Франции, наверняка не допускал, что репутация мушкетёров пострадает не стараниями всесильного кардинала Ришелье, а из-за неожиданной вовлечённости Эмери де Монтескью д'Артаньяна, потомка легендарного рода с 900-летней историей, в интриги далёкого Казахстана.

Вот такая грустная история в дни собрания мушкетёров в Кондоме.                   

На этот шапитр я не поехал (хотя и являюсь с 1999 первым мушкетёром из Казахстана), ожидая тяжёлых взглядов многих и прежде всего – супруги Эмери герцогини Элины Шезаньяк и их единственного сына Пьера, продолжателя династии. Не хочется верить в плохое, и я – за оправдание чести герцога Эмери де Монтескью Фезенсак Д'Артаньяна.

Человечество нуждается в таких личностях.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить