Как модернизировать арсенал борьбы с малярией

3591

В сравнении с наиболее беспощадными хищниками мира комар может показаться незначительным. Но он убил больше людей за всю историю, чем любые другие существа

ФОТО: pixabay.com

Будучи переносчиком некоторых наиболее смертельно опасных заболеваний в мире, в их числе малярия, жёлтая лихорадка, Зика, денге, чикунгунья, комар вселяет страх в десятки миллионов людей во всём мире.

Появление малярии, старейшей из этих болезней, датируется эпохой динозавров, а сегодня она продолжает наносить убийственные удары по жизни людей. Каждый день она лишает будущего тысячи детей. В 2019 году было зарегистрировано 400 тысяч смертей от малярии, при этом две трети погибших были детьми младше пяти лет; почти все они жили в Африке.

За время моей работы в системе здравоохранения я мог лично наблюдать, как буквально в течение нескольких десятилетий современные технологии преобразили нашу многовековую борьбу с малярией. Пропитанные инсектицидами москитные сетки, опрыскивание жилых помещений инсектицидами длительного действия (IRS), быстрые диагностические тесты, новые лекарства и меры профилактики – всё это даже не обсуждалось, когда я начинал работу над медицинским дипломом. А теперь эти изобретения каждый день помогают спасать жизни.

Обеспечение более широкого доступа к этим инновациям сыграло ключевую роль в достигнутых нами успехах, способствовавших прекращению страданий миллионов людей и ликвидации этой болезни во многих странах. Но очевидно, что этих инструментов будет недостаточно, чтобы достичь конечной цели – искоренения малярии.

Комары и малярийные паразиты сумели выжить в течение столь долгого времени, потому что они постоянно адаптируются к новым условиям. И сегодня усиливающаяся резистентность к лекарствам и инсектицидам в субрегионе Большого Меконга и в Африке южнее Сахары грозит ослабить эффект имеющихся у нас сейчас инструментов профилактики и лечения. Срочно необходимо наладить сотрудничество между учёными и частным сектором для разработки новых лекарств, позволяющих справиться с резистентностью к артемизинину, главному компоненту препаратов первой линии, которыми лечат наиболее распространённую форму этого заболевания, а также к инсектицидам, которые помогают остановить комаров-анофелес, переносчиков малярии.

В последние годы появился ряд инноваций, которые потенциально могут радикально изменить ситуацию. Продолжение этих разработок позволит нам (в очередной раз) преобразить борьбу с малярией. Например, «Проект новых сеток» (NNP) Консорциума инновационного векторного контроля (IVCC) проводит сейчас пилотные испытания москитных сеток, пропитанных новыми комбинациями инсектицидов, чтобы преодолеть резистентность на территории Африки южнее Сахары. Проект «Лекарства от малярии» (MMV) объединил усилия ведущих фармацевтических компаний для ускорения процесса разработки лекарств. А учёные в организации «Цель – малярия» проводят испытания генных драйвов, которые позволят уменьшить или ликвидировать способность комаров-анофелес переносить малярию на видовом уровне.

Хотя впереди ещё долгий путь, стоит отметить, что ещё недавно подобный прогресс был просто невообразим. Кроме того, быстрая разработка вакцин от Covid-19 покрепила аргументы в пользу увеличения инвестиций в инновации, помогающие бороться с другими смертельными болезнями.

Глобальное сообщество борцов с малярией уже более 30 лет ждёт появления эффективной вакцины от малярии. И хотя малярийный паразит намного сложнее коронавируса, в последнее время был достигнут определённый прогресс на этом направлении. Всемирная организация здравоохранения поддержала вакцину RTS,S, которую производит компания GSK. Эта многообещающая вакцина первого поколения уже применяется в пилотных проектах в трёх африканских странах и привела к сокращению случаев заболевания малярией и смертности среди маленьких детей на 70% (в сочетании с сезонной антималярийной химзащитой). Однако требуется больше инвестиций, чтобы создать высокоэффективную вакцину для всех возрастов. Недавно компания BioNTech объявила, что займётся разработкой мРНК-вакцины от малярии – вслед за беспрецедентным успехом этой платформы при разработке вакцин от Covid-19.

Хотя новые технологии помогут ускорить прогресс, серебряной пули не существует. Пока мы не искореним малярию, нам постоянно будут нужны инновации, чтобы быть на шаг впереди эволюции. Эти инновационные решения должны применяться стратегически, в комбинации с уже существующими мерами профилактики и лечения малярии.

Кроме того, мы обязаны преодолеть давние барьеры на пути масштабирования инновационных изобретений и сделать их доступными для всех, даже для тех групп населения, которые живут в труднодоступных районах. Полный потенциал новых мер не будет достигнут, если одновременно не предпринимать шаги по укреплению и поддержке медицинских работников, которым поручена их реализация. Критически важно постоянно использовать данные для организации более целенаправленных мер лечения и профилактики. Пандемия Covid-19 жёстко напомнила нам всем о том, как важно инвестировать в получение медицинской информации в реальном времени.

На сегодня мы уже достигли многого в борьбе с малярией. Но только благодаря новым открытиям и технологиям, только обеспечив страны мира правильными инструментами для удовлетворения их нужд, только ускорив доступ к спасающим жизни инновациям, мы сможем отправить малярию на страницы учебников истории, как это уже произошло, например, с оспой, и обеспечить более здоровый и процветающий мир для всех.

Абдурахман Диалло, бывший министр здравоохранения Гвинеи, сейчас гендиректор «Партнёрства по искоренению малярии RBM»

© Project Syndicate 1995–2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить