Как казахстанскому образованию повторить успех отечественных IT-компаний

8194

Цифровизация превратила обычный казахстанский банк в одну из самых быстрорастущих IT-финансовых организаций Европы и Евразии. Kaspi.kz на прошлой неделе по уровню капитализации встал в один ряд с французским банковским конгломератом Société Générale, номер 20 по размеру активов в мировом рейтинге

ФОТО: Gerd Altmann / Pixabay

Что же позволило управленческой команде создать это чудо? На мой взгляд, простой и одновременно сложный ответ – открытость и готовность к переменам. Банк не стал пытаться перенести банковские правила в интернет-версию, управленцы изменили сам банк под требования цифровой эпохи, начиная с бизнес-процессов - вместо массового однообразного продукта уникальное предложение под конкурентного потребителя - заканчивая скоростью реакции на запросы рынка: вместо долгих очередей в ожидании заседания кредитного комитета – моментальное решение искусственного интеллекта о предоставлении кредита или рассрочки.

Может ли заурядная казахстанская система образования совершить подобный рывок и вырваться вперед, встать в один ряд с лидерами рынка образования – Финляндией, Южной Кореей, США, Германией и Китаем? Мое твердое убеждение, что может, однако для этого потребуется набраться смелости и отказаться от старых подходов, совершить реинжиниринг привычных процессов принятия решений. Что нужно для этого?

Во-первых, необходимо сократить время принятия управленческих решений и сроков обучения. За один классический 4-летний цикл обучения в вузе внешние условия: экономика, наука, социум – сильно меняются. Это касается технологий, решений, профессий, которые успевают появиться и тут же устареть. С точки зрения аgile, казахстанские вузы с классическим подходом не успевают среагировать на подобные изменения. А значит, штамповка в вузах специалистов с неактуальными знаниями будет продолжаться еще долго. Подтверждение этой проблемы уже озвучено самим же Министерством образования и науки РК. Мы не должны ждать, пока вузы с разрешения МОН откроют прием на новый цикл обучения. Здесь и сейчас – вот что должно стать принципом обучения.

Во-вторых, нужно отказаться от стандартизированных подходов в образовании. Суть цифровизации образования – в создании персональной траектории обучения для каждого студента или ученика. Искусственный интеллект, технологии виртуальной реальности, дешевый широкополосный доступ в интернет, большие данные позволят создать персональное обучение для каждого учащегося. А если, наконец-то, будет дано законодательное разрешение студентам вузов совмещать свое обучение с практической работой на предприятии, то мы увидим решения проблем трудоустройства, занятости молодежи и применимости полученных знаний.

В-третьих, требуется переход к дистанционному обучению. Технологии и устройства быстро развиваются и дешевеют, что позволяет уже сейчас внедрять новые модели организации и проведения учебной работы (новые педагогические практики). Стоит вспомнить, как специалисты в госучреждениях, привыкшие к бумажным носителям, долго сопротивлялись внедрению компьютеров. Однако «Электронное правительство», созданное нынешним министром цифрового развития Багдатом Мусиным, не только ускорило внутренние процессы, но и помогло в решении бытовой чиновничьей коррупции на низовом уровне.

Достаточно привести такой пример: МФТИ – ведущий технический вуз России – в начале 2020 года планировал провести фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode в 10 крупных российских городах. Пандемия коронавируса вынудила организаторов перевести данное мероприятие в онлайн-формат. В результате было охвачено большее количество регионов страны и выявлено больше талантливых ребят при гораздо меньших, чем планировалось, затратах.

В-четвертых, требуется привлекать новые источники финансирования. Рынок EdTech динамично развивался последние пять-семь лет, но 2020 год придал стремительное ускорение и привлек к рынку повышенное внимание инвесторов. По данным Crunchbase, только за второе полугодие 2020 суммарный объем инвестиций в детские образовательные сервисы превысил $4 млрд, что сопоставимо с текущим бюджетом Министерства образования и науки Казахстана. Казахстанский бизнес готов вкладываться в рынок образования: DAR lab, Kaspi Lab, Университет BI Group - вот первые проекты, на практике демонстрирующие серьезность подобных намерений. Однако ни отечественные, ни зарубежные инвесторы не придут на непрозрачный, непонятный, бюрократически запутанный рынок.

А значит, пятый и самый важный шаг – либерализация отрасли образования. Предоставление реальной академической свободы казахстанским вузам позволит каждому такому учреждению с разной степенью решительности пересмотреть существующие технологии обучения; определить реально необходимую продолжительность занятий; изменить принципы организации учебного расписания и т.д. Руководство вузов смелее будет использовать бизнес-технологии: методы Agile, создание распределенных команд, продуктовый и клиентоориентированный подход и многое другое, на фоне снижения внутренних издержек и расходов. Все это в комплексе позволит снизить стоимость обучения, повысить конкурентоспособность на мировом уровне, привлечь иностранных абитуриентов.

Казахстанская образовательная индустрия сможет наконец-то вступить в цифровую трансформацию вслед за финансовой, медиа, логистической индустриями. Однако для этого нужна решительность и быстрота принятий решений руководством МОН РК, которое за все время так и не представило концепцию реальной цифровизации возглавляемой им отрасли.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить