Как женщине создать компанию, успешную на глобальном рынке

7861

Когда в 2014 я впервые встретилась с дизайнером моды из Аккры Чьедзой Маконнен, её продажи за пределами Ганы были минимальны. Но сегодня бренд Маконнен – Afrodesiac Worldwide – можно увидеть на красных ковровых дорожках Голливуда и на подмостках фестиваля Essence в Новом Орлеане. Маконнен взломала «экспортный код», поэтому её компания сумела масштабировать производство, утроить численность сотрудников и колоссально повысить число упоминаний в СМИ

Фото: Depositphotos.com/sergey_causelove

Взломать экспортный код – значит преодолеть убеждение, будто бизнес, принадлежащий и управляемый женщинами, не может быть глобальным, потому что соблюдать стандарты международной торговли слишком сложно и дорого. Принято считать (хотя прямо об этом никто не говорит), что принадлежащий женщинам бизнес более рискован, а значит, менее привлекателен для инвесторов. Но как 50 лет назад женщины сжигали свои бюстгальтеры, чтобы уничтожить символ угнетения, так и сегодня женщины должны уничтожить барьеры, мешающие им свободно торговать в мировой экономике.

Да, конечно, в этом году после Международного дня женщин мы можем отметить, что положение женщин во многих странах улучшилось; у них появилось больше возможностей, чем у их матерей и бабушек, благодаря значительному улучшению доступа к образованию и здравоохранению. Но сохраняются значительные гендерные разрывы, поэтому, учитывая медленные и неравномерные темпы прогресса, нет причин для самоуспокоения.

По данным Всемирного экономического форума, ликвидация общего гендерного разрыва в 106 странах займёт 108 лет, если мы продолжим меняться нынешними темпами. В странах Африки южнее Сахары, где данная проблема является наиболее острой, её решение займёт как минимум 135 лет. Но самым крупным является экономический разрыв: согласно оценкам, на его ликвидацию потребуется 202 года.

Гендерное неравенство является действительно глобальной проблемой; оно сохраняется даже в странах с самым высоким уровнем гендерного равенства. Впрочем, есть яркие проблески, за которыми могут следовать остальные. Например, в Норвегии впервые в истории страны женщины сейчас занимают три высших поста в правительстве – премьер-министр, министр финансов и министр иностранных дел. В Руанде министерские должности идеально сбалансированы между полами, а 61% депутатов парламента – женщины. На Барбадосе женщина впервые в истории этого государства стала премьер-министром.

К сожалению, торговля и бизнес явно отстают от политики. Несмотря на прорывной норвежский закон 2007 года, требующий, чтобы женщины занимали 40% мест в советах директоров корпораций, женщины до сих пор непропорционально меньше представлены на высших руководящих позициях. В государственном и частном секторе Норвегии менее трети топ-менеджеров являются женщинами; в 2017 лишь 15 из 213 публичных компаний с листингом на бирже возглавлялись женщинами.

Да, если судить по опубликованному агентством Bloomberg «Индексу гендерного равенства» 2019 года, оценивающему компании в 36 странах, бизнес стал активней назначать женщин на руководящие должности и в состав советов директоров. Но печальная правда заключается в том, что женщины по-прежнему находятся на экономической обочине в большинстве стран мира.

Экономическая маргинализация женщин – это проблема для всех и каждого. По данным Всемирного банка, доходы мужчин в течение жизни превышают доходы женщин в среднем более чем на $23 тыс. Это означает, что богатство человеческого капитала в размере $160 трлн, что эквивалентно мировому ВВП за два года, просто не используется. Включение в формальную мировую экономику одного миллиарда женщин, которые пока в ней не участвуют, было бы равнозначно добавлению ещё одного Китая и ещё одной Америки. В последние годы я, как и многие другие защитники гендерного равенства, постоянно говорю: «Вы не можете выиграть матч, когда половина команды остаётся на скамейке запасных».

В Международном торговом центре (ITC) мы работаем над тем, чтобы дать возможность женщинам сломать экспортный код и присоединиться к мужчинам в качестве равноправных игроков в мировой экономике. Наше исследование, проведённое в 25 странах, показывает, что только одна из пяти экспортирующих компаний принадлежит женщинам. Это объясняется серьёзной дискриминацией на гендерной основе.

С помощью инициативы SheTrades, начатой ICT, мы надеемся связать 3 миллиона женщин-предпринимателей с глобальными рынками. Маконнен – это лишь одна из многих женщин, кто уже воспользовался преимуществами этой программы. Среди других – Соня Мугабо из Руанды (журнал Forbes Africa включил её в список наиболее многообещающих молодых предпринимателей) и Аньянго Мпинга, ставшая сейчас одним из ведущих дизайнеров в Кении.

Успех в дизайне моды – это не единственное, что объединяет этих трёх женщин. Перед тем как присоединиться к инициативе SheTrades, они наталкивались на гендерные барьеры, пытаясь расширить масштабы своего бизнеса. Между тем миллионам других женщин-предпринимателей ещё предстоит «взломать экспортный код». Если не устранить барьеры, стоящие на их пути, мы так и не достигнем гендерного равенства при нашей жизни.

Предоставление женщинам возможности полноценного участия в глобальной торговле – это не просто вопрос морали. Это ещё и экономический императив, потому что процветающие экспортные отрасли повышают конкурентоспособность и создают хорошо оплачиваемые рабочие места. И хотя чудодейственного рецепта не существует, инициатива SheTrades и аналогичные программы показывают, что этого можно добиться. А благодаря подобным правильным мерам можно улучшить положение как мужчин, так и женщин.

Первый шаг – предоставить женщинам-предпринимателям инструменты, навыки и  уверенность, необходимые для того, чтобы взломать экспортный код. Как только они это сделают, не будет пределов тому, что они способны достигнуть.

Аранча Гонсалес, исполнительный директор Международного торгового центра

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить