Как изменение климата влияет на здоровье

11839

За день до начала недавней Конференции ООН по изменению климата (СОР27) группа глобальных экспертов, приглашённых журналом «The Lancet», опубликовала доклад о негативном влиянии процесса изменения климата на здоровье людей. Их вывод прям и малоприятен: здоровье людей находится во власти ископаемых видов топлива

ФОТО: pixabay.com

К сожалению, на конференции СОР27 тема здоровья оказалась в конце списка приоритетов. Да, в соседнем павильоне Всемирной организации здравоохранения велись важные диалоги, посвящённые здоровью населения. Они были крайне своевременными, учитывая новый всплеск заражений Covid-19 в Европе и США из-за субштаммов «Омикрона». Но в декларации СОР27, не считая мимолётного упоминания в преамбуле, нет значимых заявлений о связи климата и здоровья.

Это вопиющее упущение. Связь между климатом и здоровьем является глубокой и многогранной. Например, повышение температуры и беспрецедентные наводнения способствуют распространению москитов (переносчиков таких болезней, как лихорадка денге, малярия и вирус Зика) далеко за пределы их традиционного ареала обитания. Если не предпринимать никаких действия, к 2050 году Зика начнёт угрожать здоровью ещё 1,3 млрд человек, а к 2080 году риск заболеть лихорадкой денге возникнет у 60% мирового населения.

Миграция и сужение среды обитания животных из-за изменения климата повышают риск, что вирусы и бактерии перескочат с носителя-животного на человека – как это произошло с вирусом SARS-CoV-2, являющегося причиной болезни Covid-19. Тем самым повышается вероятность начала новой пандемии.

Глобальное потепление усугубляет ситуацию с загрязнением воздуха, что, в свою очередь, способствует распространению хронических неинфекционных заболеваний, таких как астма и хроническая обструктивная болезнь лёгких. Арвинд Кумар, основатель Фонда лечения лёгких в Дели, жалуется, что практически всё жители Индии имеют такое же здоровье, как курильщики, просто из-за загрязнённого воздуха. Более того, почти 1,7 млн индийцев умирают каждый год из-за этих загрязнений.

Люди, которые больше всего страдают от проблем со здоровьем, вызванных изменением климата, как правило, в наименьшей степени способствовали этому изменению. У многих жителей Бангладеш, Мозамбика и Пакистана нет даже собственной машины. Однако они страдают от повышения уровня моря, наводнений и циклонов, ставших результатом выбросов парниковых газов развитыми странами.

К счастью, в борьбе с проблемами здоровья, создаваемыми изменением климата, нам могут помочь ключевые уроки борьбы с пандемией. Прежде всего, нам нужна революция в сборе и анализе данных. Глобальные системы сбора и обмена необходимыми данными существенно продвинулись вперёд за время пандемии, однако до сих пор мы используем лишь малую часть генерируемой информации. Хуже того, эти данные обычно разделены на изолированные блоки.

Для получения более полной картины последствий изменения климата для здоровья мы должны интегрировать клинические, эпидемиологические и геномные данные, получаемые от систем здравоохранения, с разнообразные данными, которые напрямую не связаны со здоровьем, например, данными наблюдения за погодой, сточными водами, потребительским поведением, а также социальными сетями и социальной мобильностью. Новые платформы открытых данных, например Global.health, стали важным шагом в правильном направлении, но предстоит сделать намного больше.

Ещё один урок пандемии: чтобы не допустить нового скатывания в порочный круг паники и пренебрежительного отношения, любая повестка повышения устойчивости требует устойчивого финансирования. Когда началась пандемия Covid-19, многие глобальные игроки (особенно в области разработки вакцин) начали действовать с беспрецедентной скоростью и координацией.

Но хотя крупные суммы были выделены на краткосрочные инициативы, крайне недостаточное количество инвестиций направляется с тех пор на противопандемическую готовность и профилактику. Точно так же правительства решительно реагируют на сиюминутные драматические последствия изменения климата, например, природные катастрофы, но их действия, направленные на борьбу с климатическим кризисом, остаются незначительными.

В качестве первого шага мировые лидеры должны поддержать «Повестку Бриджстоуна», которая призвана реформировать глобальные финансы для XXI века, в частности, гарантируя поддержку ими климатических действий и противопандемической профилактики. Мировым лидерам следует также использовать любые возможности, чтобы указывать на связь климата и здоровья на международных форумах, в частности, на проходящей в этом месяце Конференции ООН по биоразнообразию в Монреале.

Последний важнейший урок пандемии Covid-19 заключается в том, что эффективность предпринимаемых действий зависит от степени участия и доверия местных жителей. Как и в случае с ношением масок и вакцинацией, местные сообщества и организации гражданского общества будут играть ключевую роль; от них будет зависеть, появится ли у смелой повестки, охватывающей и климат, и здоровье, широкая общественная поддержка.

Для этого потребуется проведение всесторонних дискуссий о предлагаемых решениях, что позволит найти общий язык и общие интересы всех групп. Должны ли мы стремиться предотвращать негативные последствия для здоровья, связанные с изменением климата, или же мы должны смягчать эти последствия? В каких случаях мы должны адаптироваться к влиянию нагревающейся планеты на здоровье людей, и почему повестка адаптации становится всё более актуальной?

В октябре ООН подтвердила, что мир очень далёк от достижения цели, поставленной в Парижском климатическом соглашении 2015 года: не допустить глобального потепления выше 1,5° по Цельсию относительно доиндустриальных уровней. Сегодня мы, судя по всему, движемся к катастрофическому повышению температуры на 2,8°C к концу столетия. Как отметил представитель Великобритании Алок Шарма после завершения конференции СОР27, цель 1,5°C сегодня оказалась «в реанимации».

Мы обязаны предпринять согласованные действия, чтобы вернуть к жизни эту цель. И начать следует с признания, что климат и здоровье – это части одного и того же диалога. Эти проблемы можно и нужно решать вместе.

Навин Рао, старший вице-президент Медицинской инициативы в Фонде Рокфеллера.

Элоиза Тодд, исполнительный директор и один из основателей Сети противопандемических действий (PAN).

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить