Как бороться со вспышками заболеваний? Врачи знают лучше чиновников

4867

ОКСФОРД – Всемирная ассамблея здравоохранения, начавшаяся на прошлой неделе, проходит на фоне массы поступивших предложений (в том числе от Независимой рабочей группы ООН по вопросам готовности и реагирования на пандемии) утвердить более строгие и обязательные к исполнению глобальные правила борьбы с будущими вспышками инфекционных заболеваний

ФОТО: © Halcyon Marine Healthcare Systems / Pixabay

В числе этих предложений новый глобальный антипандемический договор, повышение надёжности и независимости международных институтов, международный механизм финансирования борьбы с пандемиями. Однако стратегия поддержки инициатив снизу, возможно, сработает намного лучше.

В опубликованном в начале года докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) акцент делается на четырёх способах укрепления глобального управления здравоохранением. Доклад призывает к централизованному подходу, призванному повысить готовность стран к чрезвычайным медицинским ситуациям; к общемировой системе уведомлений, гарантирующей надёжный мониторинг соблюдения принятых правил; к созданию глобального медицинского потенциала, например, инфраструктуры для секвенирования геномов; улучшение координации между международными институтами, в том числе ВОЗ, Всемирной организацией по охране здоровья животных, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, Программой ООН по окружающей среде.

Всё это достойные задачи. Но являются ли подходы сверху лучшим способом их достижения? Для ответа на этот вопрос эксперты в области мирового здравоохранения должны внимательней присмотреться к успешным инициативам снизу в борьбе с болезнями.

Взгляните, например, на борьбу с онхоцеркозом (речная слепота). В 1970-е годы эту борьбу возглавляли президент Всемирного банка Роберт Макнамара, гендиректор компании Merck Рой Вагелос и генеральный директор ВОЗ Хальфдан Малер. Однако со временем более эффективной оказалась стратегия поддержки инициатив снизу, когда почти полмиллиона местных медработников взялись за решение проблемы. Проведённое в 1994-1995 годах исследование ситуации в разных странах показало, что в случаях, когда организованные местные жители начинают самостоятельно распределять ивермектин (лекарство, помогающее лечить онхоцеркоз), охват лечением оказывается шире, чем в случаях, когда лекарство распределяется централизованно через систему здравоохранения. В другом докладе, подготовленном Центром Картера, подчёркивается большая роль, которую в борьбе с этой болезнью играют родственные и соседские связи.

Другой пример – «Бомбейский проект борьбы с проказой» (BLP), долгосрочная программа для крупнейших трущоб Мумбая, таких как Дхарави. Добровольцы в программе BLP получают необходимую подготовку с помощью парамедиков, а затем обходят местных жителей с целью выявить новые случаи заболевания. Во время нынешней пандемии этот канал оказался одним из наиболее эффективных в распределении средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также обеспечении медицинскими услугами, продуктами питания, а теперь и вакцинами от Covid-19 беднейших жителей тех районов, в которых власти штата Махараштра и федеральное правительство фактически отсутствуют.

Важность низовых инициатив в борьбе с пандемией не ограничивается лишь развивающимися странами. Правительство Великобритании вложило много средств в централизованную национальную службу отслеживания контактов заражённых Covid-19. Но, как показали результаты, сравнительно плохо финансируемые местные программы отслеживания больных работали лучше, и это заставило правительство переосмыслить свои подходы.

Повышенная эффективность – это не единственная причина, чтобы задуматься о стратегии действий снизу. В политическом плане многие страны (например, пострадавшие от торговой блокады на первых этапах пандемии, от всемирной давки за поставками СИЗ, а такие от вакцинного национализма) сегодня больше сфокусированы на национальной устойчивости, чем на глобальных обязательствах. И поэтому новый акцент на локальной устойчивости может вызвать намного более благосклонное отношение у местных жителей во многих странах мира. Во время пандемии Covid-19 одним из недостатков международного регулирования в сфере здравоохранения стала неспособность подготовить, обеспечить и скоординировать распределение адекватных ресурсов на уровне стран. А поход снизу мог бы изменить эту ситуацию.

Кроме того, инвестиции в систему мониторинга здоровья на местном уровне, скорее всего, станут ключом к успеху в борьбе с нынешней и будущими пандемиями. И здесь будут критически важны правильные финансовые стимулы. Мелкие фермеры в Африке и Азии первыми узнают, что часть из куриц или уток выглядят заболевшими. Причиной может быть вирус птичьего гриппа, который способен спровоцировать начало пандемии среди людей. Но если фермеры, сообщающие о вспышке заболевания, сталкиваются с перспективой уничтожения всех своих птиц без адекватной компенсации, они вполне могут решить не делиться этой информацией.

По мнению Стефана Деркона из Оксфордского университета, инвестиции в охват и качество местного здравоохранения, а также в защиту медработников, абсолютно необходимы для того, чтобы гарантировать дальнейшее оказание базовых медицинских услуг. В их числе вакцинация, предоставление антиретровирусных препаратов, дополнительное питание, услуги материнского здоровья, распределение москитных сеток, лечение малярии. Кроме того, местные медработники играют ключевую роль в защите наиболее уязвимых групп жителей плотно населённых районов и в отслеживании и контроле заболеваний.

Подобные подходы снизу потребуют государственной поддержки, в том числе финансирования местных программ. Эта поддержка, наверное, нуждается в законодательном закреплении, чтобы стать более устойчивой, как это произошло с финансированием бразильского медицинского научно-исследовательского института Fiocruz в начале XX века. Такие законы позволят уберечь данные организации от попыток сократить бюджетное финансирование или направить его на другие программы.

Судя по истории, глобальному сотрудничеству в сфере здравоохранения и окружающей среды свойственны различные комбинации мер сверху и снизу. Монреальский протокол 1987 года, призванный защитить озоновый слой, является примером регулирования сверху, а Парижское климатическое соглашение 2015 года стало результатом намного более длительного процесса, в котором участвовали местные сообщества, города и страны со всего мира. Научные исследования, проведённые сотнями университетов, институтов и учёных, а также инициативы мэров и отдельных групп граждан, радикально повысили осведомлённость на местах, а также решимость действовать у семей, школ, местных СМИ, муниципалитетов и региональных администраторов.

В конечном итоге даже самые лучшие усилия, предпринимаемые сверху для борьбы с болезнями, могут оказаться сорванными из-за неспособности международного сообщества обеспечить доступ к СИЗ, генетическому секвенированию или вакцинам. Власти не должны пренебрегать потенциалом здравоохранения на местном уровне. Чтобы лучше подготовиться к будущим пандемиям, наши модели действий сверху вниз и наши соглашения должны помогать такому реагированию, которое будет надёжно опираться на местные сообщества и будет ценить их участие и готовность брать на себя риски, а также прислушиваться к их тревогам.

Найри Вудс, декан Школы государственного управления им. Блаватника при Оксфордском университете;

Ок Панненборг,  бывший главный медицинский советник во Всемирном банке 

© Project Syndicate 1995-2021

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить