Как бизнесу управлять инфляцией

10213

Этот процесс может стать стимулом для целостного подхода в создании стоимости компании

ФОТО: pexels.com/ Фотограф: nappy

Инфляция – один из главных хедлайнеров года. Уже не первый месяц мы привыкаем к тревожным, если не паническим заголовкам: «Самая высокая инфляция с 1970-х», «Центральные банки агрессивно повышают ставки», «Цены на сырье близки к историческим максимумам». На фоне смены траектории развития глобальной и национальных экономик инфляционные настроения доминируют.

Что происходит?

Только за первое полугодие этого года инфляция в мире драматически превысила декабрьские ожидания 2021-го. Сильно пострадала Европа. Например, в Литве инфляция достигла 15,5% в год, в Польше – 11%, в Великобритании – 9%. Между тем инфляция в Индии составляет около 7%, что лишь немного выше прогноза, а в Китае и Японии остается сдержанной. Нацбанк Казахстана прогнозирует, что к концу 2022 года инфляция в стране достигнет 18%. Поскольку цены продолжают расти и почти не показывают признаков снижения, существует риск того, что инфляция укоренится, а центральные банки будут еще более настойчиво повышать ставки, чтобы замедлить спрос.

Что с динамикой зарплат?

Незадолго до пандемии реальные зарплаты пошли вверх – благоприятная для сотрудников ситуация на рынках труда дала персоналу преимущество в переговорах. Однако пандемия резко изменила уравнение. Вслед за нормализацией эпидемиологической картины по мере стабилизации и восстановления экономик реальная зарплата снова начала расти. Но продолжалось это недолго: сильная инфляция быстро остановила рост и заметно уменьшила покупательную способность зарплат практически на всех рынках.

Что происходит с бизнесом?

В большинстве регионов мира компании в ответ на глобальный рост цен в последние шесть месяцев тоже подняли цены на свои продукты или услуги. 71% респондентов глобального опроса McKinsey ожидают, что операционные расходы их компаний в следующем году будут выше, чем в предыдущие годы. Это касается и тех компаний, которые традиционно хорошо сдерживали рост OPEX-затрат. Ожидания в отношении прибыли и потребительского спроса также пессимистичны: всего 51% компаний ожидают увеличения прибыли и столько же ждут роста спроса на свои товары или услуги.

Возможные меры

Все компании осознают необходимость (и возможность) борьбы с инфляцией, но многим не хватает навыков и инструментов, нужных для эффективного управления инфляцией для роста конкурентоспособности и капитализации в непростых условиях глобального роста цен. Большинство компаний в поисках мер по предотвращению снижения прибыльности в значительной степени фокусируются на краткосрочных мерах, поскольку действуют в режиме чрезвычайной ситуации. Практика же успешных бизнесов подтверждает: чтобы успешно противостоять инфляционным трендам, менеджеры должны вести планирование на трех временных горизонтах – краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном. Активное ценообразование также было преобладающим подходом, который применяли компании-лидеры для управления коэффициентом прибыльности. К этому подходу они прибегали чаще, чем к сокращению издержек или другим методам повышения прибыльности. Можно взять на вооружение набор проверенных аналитических инструментов, позволяющих быстро провести основанную на фактах оценку ценового потенциала компании. Анализ истинной прибыльности, анализ изменчивости маржи или сравнение прибыльности продукта – отличные способы получить представление о реализуемом потенциале и расставить приоритеты.

Инфляция может стать тем самым стимулом, необходимым для применения целостного подхода в создании стоимости по всей компании. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить