Готовы ли США пойти на риск катастрофической войны с КНР?

10069

Есть практические причины, по которым китайское военное нападение на Тайвань все еще может спровоцировать войну с США

Джо Байден
Фото: Depositphotos.com/palinchak
Джо Байден

НЬЮ-ЙОРК – Готовы ли Соединенные Штаты Америки пойти на риск катастрофической войны с Китайской Народной Республикой, чтобы защитить Республику Китай, более известную как Тайвань? Президент Джо Байден четко изложил свое видение по этому вопросу в мае. Он рассматривает соперничество между КНР и США как глобальный конфликт между демократией и автократией, а Тайвань, без сомнения, является одной из самых успешных демократий Азии.

В 1954 президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр пригрозил применить ядерное оружие, после того как Китай обстрелял скалистый островок у побережья Тайваня, когда в Республике Китай еще правила военная диктатура. Но тогда все было по-другому. США были связаны договором о защите Тайваня. Ситуация изменилась после 1972, когда президент США Ричард Никсон согласился с тем, что Тайвань является частью «единого Китая», а президент США Джимми Картер аннулировал договор об обороне в 1979. Вопрос, будут ли США по-прежнему вести войну за Тайвань, стал предметом того, что Генри Киссинджер давно назвал «стратегической неопределенностью».

В результате американские военные обязательства в Восточно-Китайском море оказались весьма своеобразными. Оборонный договор с Японией обязывает США защищать несколько необитаемых скал, называемых островами Сенкаку (или, по-китайски, островами Дяоюйдао), но не демократический Тайвань и его 23-миллионное население.

Есть практические причины, по которым китайское военное нападение на Тайвань все еще может спровоцировать войну с США. Контроль Китая над Восточно-Китайским морем будет представлять угрозу для Японии и Южной Кореи. Если допустить развитие этой угрозы, может начаться опасная гонка ядерных вооружений в Восточной Азии. Тайвань также обладает высокоразвитыми компьютерными технологиями, которые США и их демократические союзники предпочли бы не видеть в руках КНР.

Но существует и исторический аспект. Прошлое не руководит нами, но нельзя игнорировать его уроки. И хотя последствия минувших событий могут быть мифологизированы, некоторые мифы оказываются мощнее фактов. В основе современного китайского национализма лежит идея национального унижения, компенсированного обновленным величием. Согласно этой идее, в течение по крайней мере ста лет, между Опиумными войнами в 1840-х годах и жестокими японскими вторжениями в 1930-1940-х годах, Китай был унижен, терроризирован и оккупирован иностранными державами. Только национальное возрождение, осуществленное и контролируемое Коммунистической партией Китая, гарантирует, что это никогда не повторится.

Этот великий урок преподносится по всей стране, демонстрируется в патриотических музеях, мемориалах, фильмах, книгах, мюзиклах и, конечно, в учебниках истории. Одной из причин нынешнего доминирования реваншистского национализма в официальной китайской риторике является ослабление марксистско-ленинской или маоистской идеологии в Китае. Поскольку осталось очень мало китайцев, даже коммунистов, которые все еще верят в старую догму, партия нуждается в новом обосновании своей монополии на власть. Возмещение за унижения прошлого стало мощной пропагандистской идеей.

Колониальное завоевание Японией Тайваня, как результат ее победы над Китаем в китайско-японской войне 1895 года, все еще вызывает раздражение. Не имеет значения, что императоры Китая никогда особо не заботились о Тайване. Неважно и то, что унижен был не китайский народ и даже не Китай как таковой, а империя династии Цин, управляемая маньчжурами, которую уничтожила китайская революция 1911 года, возглавляемая ханьцами. Все это не имеет значения: партия рассматривает восстановление или сохранение имперских владений Цин, таких как Тайвань и Тибет, как священный патриотический долг.

На американцев влияет другая история, за которую они даже и не несут прямой ответственности. Именно британский премьер Невилл Чемберлен подписал Мюнхенское соглашение в 1938, позволив Германии Гитлера начать ликвидацию Чехословакии. Имя Чемберлена навсегда будет ассоциироваться с трусливым умиротворением, в то время как Уинстон Черчилль считается героем великой войны.

Но Мюнхенское соглашение неотступно преследовало американскую внешнюю политику, возможно, даже больше, чем британскую, как мстительный призрак. Президенты и премьер-министры были в ужасе от того, что их сравнивали с Чемберленом, и мечтали стать героическими Черчиллями. Дата «1938» упоминалась в политической риторике США почти во всех иностранных кризисах после войны. Президент Гарри Трумэн упомянул об этом в начале корейской войны в 1950, когда поклялся «сдерживать» коммунизм.

Когда в 1954 англичане отказались послать войска во Вьетнам, чтобы помочь французам в борьбе против Хо Ши Мина, Эйзенхауэр из всех политических деятелей обвинил только Черчилля «в продвижении второго Мюнхена». Так продолжалось и дальше. Во Вьетнаме снова в 1960-х Ричард Никсон, среди многих других, предупреждал о новом Мюнхене. Совсем недавно, в войнах под руководством США против Саддама Хусейна, оба президента США — Буш, отец и сын — сравнивали иракского диктатора с Гитлером, оставляя себе роль Черчилля. Накануне этой войны британский премьер-министр Тони Блэр прочитал дневники Чемберлена как урок того, чего не следует делать.

Вполне возможно, что в современном мире, когда конфликт сверхдержав может уничтожить большую часть человечества, Китай и США смогут избежать войны за Тайвань. Китай до сих пор, похоже, играет в игру «кто первый струсит», исследуя оборону Тайваня, облетая его воздушное пространство, усиливая морское патрулирование, участвуя в военных учениях по вторжению и делая провокационные заявления о «неисключении применения силы». На это американская сторона отвечает увеличением поставок оружия на Тайвань и жесткими разговорами о новой холодной войне.

Игра «кто первый струсит» — это проверка того, кто расколется первым, поэтому она может быстро и непредсказуемо обостриться. Находясь в плену у призраков истории, труднее отступать. Если обе стороны откажутся сделать это во время кризиса, проиграют все.

© Project Syndicate 1995-2021 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить