Гостендеры на медицинские изделия: сердечные импланты по умеренной цене?

9282

Медицинские изделия – все товары, применяемые в процессе оказания медицинской помощи: от шприцев и одноразовых перчаток до сердечных имплантов и стентов. Будучи жизненно важными товарами, медизделия закупаются по специальным процедурам, в соответствии с постановлением правительства №1729

ФОТО: Depositphotos.com/chanawit

В текущем году продолжаются преобразования в секторе медизделий (МИ). В частности, вводится регулирование цен. Кодекс о здоровье (статья 86-1) предусматривает, что закуп медицинского изделия, проводимый за счёт бюджетных средств, не должен превышать предельной цены, установленной уполномоченным органом в области здравоохранения. При этом на текущий момент механизмы определения предельных цен на МИ, обращаемые в государственном сегменте рынка, не разработаны.

Это делает формирование предельных закупочных цен со стороны Минздрава непрозрачным. Невозможно оценить эффективность закупа для системы и конечного потребителя. Фармбизнес в результате оказывается в затруднительном положении, с одной стороны, не понимая, на чём основываются цены, а с другой - не имея возможности их аргументированно оспорить (неясно, от чего отталкиваться при диалоге).

Описанная проблема носит не теоретический характер, а имеет вполне практические проявления. Так, список единого дистрибьютора (ТОО «СК-Фармация») на 2020 год содержит часть цен на уровне 2019, однако цены на целый ряд медизделий снижены до -35% по сравнению с 2019, наряду с увеличением цен только на два наименования. Кроме того, появились новые позиции МИ с предельными ценами. Основания снижения цен остаются неясными: как инфляционные процессы, так и сдвиги валютного курса, важного для фармсектора, в 2019 были достаточно активными, а цены на некоторые изделия локальных производителей не пересматривались в последние годы.

Примечательно, что на медизделия, требующие сервисного обслуживания (в основном представлены изделиями со средней и высшей степенью риска безопасности), предельная цена для закупок в государственном сегменте определяется лизингодателем, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в ходе проведения ими экспертной оценки на возмездной основе. Стоимость медизделий данного вида - от 5 млн тенге и выше.

Таким образом, регулирование цен под наблюдением регулятора в большей степени связано с изделиями с низкой степенью риска безопасности (на рынке такие виды не превышают 26% от всех зарегистрированных наименований изделий).

Есть и другая сторона вопроса. Как показывает опыт консультирования иностранных производителей медицинских изделий, сам факт регулирования цен, т.е. наличия максимально возможной цены, расценивается как один из ключевых рисков при принятии решения о вхождении на казахстанский рынок.

А появление новых и поддержание активности уже действующих на казахстанском рынке зарубежных компаний – очень важно, ведь отечественные товаропроизводители на сегодняшний день не производят всего ассортимента медицинских изделий и по количеству регистрационных данных (оценочно) составляют не более 10% рынка (к сожалению). Конечно, импортозависимость – не лучшее явление, и поэтому ещё раз хочется напомнить о необходимости содействия развитию отечественных товаропроизводителей. Но до лучших времен наполнение рынка изделиями иностранного производства остается основным каналом поддержания ассортимента МИ, доступных казахстанцам.

Замедление активности производителей медизделий подтверждается снижением количества регистраций в 2017-2018. Частично это связано с ожиданиями по единому рынку ЕАЭС, частично – с подвешенным состоянием вопроса по регулированию цен и ожидаемыми рыночными рисками для производителей.

Каковы же причины беспокойства импортёров в отношении регулирования цен? Во-первых, компании не могут быть полностью уверены в долгосрочной корректности формулы, применяемой для вычисления предельной цены. Во-вторых, максимальная цена отсекает часть производителей с изделиями высокого качества. А в медицине, согласитесь, качество товаров, часть из которых имплантируется в сердце, мозг – важнейший критерий. Даже на обывательском уровне мы понимаем, что медицинские товары производства Швейцарии и Китая будут существенно различаться по качеству и по цене.

Здесь мы плавно переходим к вопросу не очень строгого допуска на рынок всех медизделий, в том числе производимых нашими западными соседями и не получивших одобрения авторитетных европейских и американских регуляторов.

В такой ситуации можно говорить об открытом конкурентном рынке, но это не лучшая идея конкретно для отрасли здравоохранения (научно доказанный факт с точки зрения экономической теории), и в финале значительные риски возлагаются на пациента. Конечно, существуют доводы и в пользу регулирования цен на медизделия, однако вопрос о балансе между «за» и «против» остается открытым.

Остаётся надеяться, что проект правил формирования цен на МИ, недавно размещённый на портале открытых НПА, разрешит сложившуюся ситуацию и сделает процесс ценообразования на столь важный компонент здравоохранения максимально прозрачным, систему оснащения потребителей - эффективной, а сами цены при этом будут отражать реальную стоимость изделий. Тем более что в процессе реализации находится поручение о доведении расходов на здравоохранение до 5% от ВВП к 2025 году.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить